Естественным местом притяжения в летнюю жару является водоём! Любой, даже самый крохотный – это источник прохлады и умиротворения. А если он является одной из наиболее значимых страниц нашей истории – то не прийти к нему в гости просто невозможно. Поэтому мы приглашаем Вас совершить виртуальный визит на берег Канала имени Москвы, уникальное рукотворное русло которого пересекает с севера на юг всю территорию Дмитровского городского округа.
Мы с Вами находимся на восточном берегу Канала, соединяющего Москву-Реку и Волгу, строительство которого продолжалось с 1932 по 1937 год. Идея создания такого искусственного водного пути появилась в начале XVIII века у Петра Великого, а в 1722 году инженер Георг Вильгельм де Геннин создал проект канала, который тогда не был осуществлён.
Ныне существующий канал был задуман в первую очередь для снабжения Москвы водой из реки Волги. Канал не является самотёчным, для поступления воды на 128 – километровой трассе были построены 11 шлюзов и более 200 иных гидротехнических сооружений. На момент строительства Канала Москва-Волга аналогов подобного инженерного комплекса по объёмам и сложности не было реализовано нигде в мире. На по-настоящему Великой стройке за 4 года и 8 месяцев было задействовано, по различным подсчётам, от 500 тысяч до 1 миллиона человек, в основном заключённых, или, как их тогда называли – «каналоармейцев». Сколько трудовых подвигов, трагедий и оборвавшихся жизней скрывает под собой водная гладь этого уникального сооружения – доподлинно узнать уже не представляется возможным.
Центром строительства был выбран город Дмитров, находящийся практически посредине трассы канала. Управление Москваволгостроя и Дмитлага ОГПУ НКВД располагалось на территории Дмитровского Борисоглебского монастыря.
Повернувшись налево, вдалеке можно увидеть причал, изначально на этом месте была построена Дмитровская пассажирская пристань. Долгое время здесь находилось здание Речного вокзала и Дмитров был первой остановкой прогулочных и круизных теплоходов, курсировавших по каналу. Последние десятилетия пристань выполняла в основном грузовые функции. А на том месте, где мы с Вами находимся, был разбит парк и набережная с прогулочными дорожками и скульптурами – излюбленное место отдыха жителей Дмитрова. А где-то совсем неподалёку до начала строительства канала стояла Благовещенская церковь – один из многих храмов, разрушенных во время создания трассы Канала Москва-Волга.
Справа виден автомобильный мост через канал. Сама трасса канала разделила наш город на две части – противоположенный берег жители традиционно называют Заречье – сразу за каналом проходит русло реки Яхромы. По мосту проходит одна из важнейших и оживлённых дорог, соединяющих Дмитров с западной частью городского округа.