Успенский собор (Сергиевский придел), 360°
Успенский собор (Сергиевский придел), 360°

Успенский собор (Сергиевский придел), 360°

В жаркий летний день мы вновь зовём Вас в путешествие! Ведь виртуальному изучению историко-культурного наследия нашего края не помешают никакие погодные аномалии!  Сегодня защитой от палящего солнца для нас снова станет прохлада древнего храма. Наше знакомство с Дмитровским Успенским собором продолжится в приделе преподобного Сергия Радонежского.

Мы с Вами находимся на месте двухэтажной крытой галереи,  которая изначально  с трёх сторон окружала Успенский собор. В 1823 году, в честь победы над войсками Наполеона, на месте северной части галереи по проекту архитектора Ф.М. Шестакова был построен Покровский придел, а в 1842 году по проекту архитектора Д.Ф. Борисова начинается строительство южного придела, освящённого около 1848 года в честь преподобного Сергия Радонежского. Прямо перед Вами иконостас, который был воссоздан в 2001 – 2003 годах в ходе проведения общих реставрационных работ в Успенском соборе. Подлинный иконостас XIX века не сохранился до настоящего времени, так как был разобран после закрытия храма в 1932 году.

Слева от иконостаса уникальная древнейшая святыня – изразцовая икона «Чудо Георгия о Змие». Эта глиняная полихромная икона, диаметром около 3 метров, наряду с двумя другими иконами, Распятие Христа с Предстоящими, находящимися в центральных закомарах храма, появилась в Успенском соборе в средине XVI века, вероятнее всего, по личному указанию  первого русского царя Ивана Грозного. Автор этих не имеющих аналогов в России произведений, к сожалению, не известен. Икона состоит из средника и орнаментального обрамления и составлена из крупных глиняных изразцов (отдельные изразцы достигают размеров 51х35 см) с массивными коробчатыми румпами. Поверхность изразцов покрыта прозрачными свинцовыми глазурями, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Изображённые на иконах фигуры выполнены высоким рельефом, с тщательной проработкой мелких деталей (ликов, волос, орнаментации одежд). Надписи выполнены частично рельефно, а частично заглублёнными буквами. Керамические иконы Успенского собора в Дмитрове поистине уникальны, в нашей стране таких произведений искусства больше не сохранилось.

Левее – роскошно декорированный вход в главный придел Успения, выполненный в виде перспективного портала с килевидным завершением и характерными рельефными полуколоннами и «дыньками».

Взглянув наверх, на сводах придела Вы увидите сюжетные росписи, появившиеся в 2001-2003 годах благодаря художникам-реставраторам под руководством Народного художника РФ Василия Игоревича Нестеренко. На сводах Сергиевского придела росписей более раннего времени не сохранилось, поэтому они были созданы заново. Особо обращает на себя внимание композиция «Троица», созданная самим Василием Нестеренко. А вот на всех стенах Вы видите поновлённые сюжеты, сохранившиеся с 1880-х годов и созданные теми же мастерами, которые расписывали Храм Христа Спасителя в Москве.

В пределе немало ковчегов с частицами мощей, среди которых особо почитаемы частица мощей святого Георгия Победоносца и святого Иоанна Предтече.