Залы №5-6

В залах №№ 5 – 6 разместилась экспозиция, посвященная истории Дмитровского края   в  XIX – ½ ХХ вв.  Промыслы Дмитровского уезда играли немаловажную роль в его экономическом развитии.

Во 2-й пол. XIXв.   был основан игрушечно-паяльный промысел.  Астрецовская игрушка уникальна, потому что более ни в одном населенном пункте страны не изготавливались игрушки из жести.  Посетив нашу экспозицию, Вы сможете их увидеть.

В 1898 г. И.М.Галкиным был основан  чугунно-литейный завод, выпускавший части для ткацких станков, намогильные кресты и другие изделия из металла. Карауловы выпекали хлеб и сдобные баранки на горчичном масле, Морозовы – хлеб, булки, калачи для предприятий, больниц, чайных, трактиров, богаделен. Колбасные изделия принадлежали купцам Кафтанниковым и Жеребиным. Столярные мастерские на 6-10 работников содержали мещане Крылов и Егоров, слесарно-механические –  братья Бутыховы. В целом промышленность была ориентирована на местный рынок.

Еще в  1766 г. неподалеку от Дмитрова, в селе Вербилки, был основан один из первых в России частных  фарфоровых заводов. Его владельцем стал английский купец Франц Яковлевич Гарднер. К концу XVIII в. завод достиг высокого технического уровня, а его изделия высокого художественного мастерства.           

Еще один промысел, характерный для Дмитровского уезда — камушный.  Изготовление бус и пуговиц из цветного стекла – «камушков», как называли их в народе – развивался с 20-х гг. XIXв.  

Осенью 1915  г. была организована Костинская трудовая камушная артель. Отсутствие конкуренции, развитая база, собственная торговая точка в Москве позволили артели успешно развиваться. Завод по производству бус и пуговиц в селе Костино просуществовал до 90-х гг. ХХ в. В Музейно-выставочном комплексе Вы сможете увидеть и сравнить продукцию костинской артели начала ХХ в. и Костинской фабрики 2-й пол. ХХ в.

В 1880 г. организовалось предприятие, начавшее основание фирмы под названием «Товарищество Покровской Мануфактуры». В 1908 г. на фабрике работало более 5-ти тысяч человек.   Поселок, выросший вокруг фабрики на берегах реки Яхромы, по численности населения обогнал уездный город Дмитров.  

Покровская мануфактура, расположенная поблизости от уездного центра, все же тяготела к Москве, где была контора товарищества, шел сбыт продукции, откуда поставлялось сырье. Однако, в жизни Дмитрова и уезда фабрика и её владельцы играли важную роль: на фабрике работали специалисты высокого уровня.   Рабочий поселок первым в уезде был электрифицирован.

В годы Первой мировой войны в России была построена гигантская колесная боевая машина, которую предполагалось использовать для прорыва германского фронта. Замысел создания такой машины принадлежал  Н. Н. Лебеденко. 

Постройка машины проводилась в  тайне, работы велись на артиллерийском полигоне около деревни Очево,  близ города Дмитрова. Машина была построена и подверглась испытанию. Однако при испытании колесо машины увязло в грунте. Срочно потребовалось увеличить диаметр заднего катка, чтобы уменьшить удельное давление на грунт. Однако техническая комиссия, наблюдавшая за постройкой машины, денег на продолжение работ не отпустила. Машина осталась стоять в лесу. В 1923 г. она была сдана на слом. В нашей экспозиции вы сможете увидеть макет этой машины, т.н. первого колесного танка. 

Отдельной линией в залах №№ 5 – 6 проходит тема строительства канала (1932 – 1937 гг.).  В 1931 г. было принято  решение о процессе обводнения Москвы-реки путем соединения её с верховьем Волги.   Строительство канала решало задачу водоснабжения Москвы.  Для строительства канала   Главным управлением лагерей – ГУЛАГом ОГПУ (затем НКВД) СССР  был создан Дмитлаг  ГУЛАГа  ОГПУ  СССР, Управление которого в июле 1932 г. разместилось в Дмитрове, в зданиях Борисоглебского монастыря, выселив оттуда размещавшийся там с 1926 г. Музей Дмитровского края. Основной контингент рабочих на строительстве канала составляли заключенные.  На первое января 1936 г. численность заключенных Дмитлага составляла около 193 тысяч человек.

    Помимо заключенных работало около 25 тысяч вольнонаемных, из них – 3500 инженеров и техников.

    Всего с 1932 по 1937 г. на канале работало около 1,2 миллиона человек. 

    В нашей экспозиции Вы сможете увидеть орудия труда, которыми пользовались заключенные, а так же предметы, созданные руками дмитлаговцев.