Дмитровский кремль
Залы №7-8

Залы №7-8

Экспозиция этого зала рассказывает о периоде Великой Отечественной войны на территории СССР и Дмитровского района, в частности.  22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, а уже 19 октября того же года в Москве было введено осадное положение. Враг, рвавшийся к столице, стремился взять Москву в кольцо. Фашистские войска обходили город с юга и с севера, чтобы соединиться в Ногинске. Путь северного обхода проходил через Дмитров. Уже 1 ноября 1941 г. в Загорске началось формирование 1-ой Ударной армии под командованием генерал – лейтенанта В.И. Кузнецова, фото которого расположено на планшете.

Жизнь населения Дмитрова, как впрочем и всей страны, изменилась кардинально. Перед Вами жилая комната, во многом напоминавшая жилье того сурового времени: затемнение на окнах, керосиновая лампа, самодельная печка, фронтовые письма… 

Во время ВОВ керосиновая лампа вновь становится чуть ли не основным источником освещения в домах, поскольку электричество подавалось на очень короткое время и с большими перебоями. Но и керосиновую лампу использовали очень бережно. Керосин являлся стратегическим сырьём, необходимым для заправки самолётов, и достать его было крайне сложно.

Так же интересен еще один предмет – самодельная печка для отопления помещения, сделанная из канистры из-под горюче – смазочных материалов. Топилась разломанной мебелью в виду дефицита и невозможности заготовки истопного материала.

В тылу люди получали всю информацию из уст «говорящих тарелок или сковородок» – репродукторов.   Для усиления звука у них имелся бумажный конический диффузор. Колебания мембраны передавались на него с помощью иглы. Небольшая рукоятка в центре, поджимавшая при завинчивании подвижную систему, служила регулятором громкости. Выбор репродукторов был не так уж мал: и настольные, и настенные, и с различными подставками.   «Говорящая сковородка» играла настолько важную роль в жизни каждого человека в годы ВОВ, что ее решили увековечить. Памятник репродуктору установлен в Петербурге. Одна из таких «говорящих сковородок» – перед Вами.

Необходимо было остановить врага. Люди ежедневно рыли окопы, возводили укрепления.   На южной окраине Дмитрова сооружались оборонительные линии. Жители района вручную отрыли три километра траншей, построили 220 дотов и дзотов, вырыли противотанковые рвы на южной окраине Дмитрова и за каналом, на Красной горе, длиною более 500 м. Необходимо было остановить вражеские танки.

В начале Великой Отечественной Войны генерал-майор технических войск М.Л. Гориккер предложил идею простых противотанковых заграждений, которую назвал «звездочкой».  

Была установлена оптимальная высота противотанкового ежа, от 1 до 1,5 метров. Такая высота должна была казаться водителю-механику танка небольшой, чтобы он смог через нее перебраться.  При такой попытке еж попадает под передний броневой лист, при дальнейшем движении противотанковый еж попадает под днище танка приподнимая его. А дальше, танк просто не мог двигаться, так как в приподнятом положении гусеницы не могли сдвинуть танк, он становился отличной  целью.

С продовольствием становилось все хуже. В СССР карточное распределение введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года.

Хлебные карточки — разновидность продуктовых карточек, вводящаяся в условиях дефицита хлеба. Нормирует гарантированное дневное потребление хлебного минимума. Введение карточек на хлеб, как на наиболее дешёвый и жизненно необходимый продукт, является признаком крайнего продовольственного дефицита.

В Дмитрове на декабрь месяц в хлебных карточках была установлена следующая норма: 300 гр. рабочим и 100гр. иждивенцам. Одну из таких хлебных карточек Вы можете увидеть на планшете.

В одной из витрин, посвященных Советской армии, Вы можете увидеть Винтовку Мосина. 7,62-мм (3-линейная) винтовка     — магазинная винтовка, принятая на вооружение Российской Императорской армии в 1891 г. Активно использовалась вплоть до конца Великой Отечественной войны, в этот период многократно модернизировалась.  

Преимущества российско-советской винтовки заключаются в большей «термической безопасности»: ствол закрыт деревянными накладками почти по всей длине. Также «Мосинка» лучше Mauser 98 более простой и удобной конструкцией затвора, т.к. для его ремонта в полевых условиях нужны только запчасти, без дополнительных инструментов. При необходимости солдат мог использовать штык как отвертку.

В одной из немецких витрин представлен Пистолет-пулемет MP.38  был разработан   по заказу командования ВС Германии и поступили на вооружение Вермахта в 1938 г.   Изначально они предназначались для вооружения десантников и экипажей боевых машин, однако в дальнейшем поступали на вооружение и в пехотные подразделения Вермахта и СС.  

К достоинствам системы можно отнести хорошую управляемость оружия и невысокий темп стрельбы, компактность и маневренность оружия. К недостаткам относятся отсутствие цевья или кожуха ствола, что приводило к ожогам рук о ствол при интенсивной стрельбе, и меньшая, по сравнению с советскими образцами (ППШ, ППС) эффективная дальность стрельбы. Отчасти неудачным было расположение рукоятки затвора — при ношении оружия в положении «на грудь» рукоятка норовила ударить носившего по ребрам.  

Так же стоит обратить внимание на станковый пулемет Гочкиса в годы первой и второй мировых войн состоял на вооружении  армий многих стран мира. Причинами столь высокой популярности пулемета являются простота и надежность конструкции, а также высокая точность стрельбы.

В отличие от большинства станковых пулеметов того времени «Гочкис» имел не водяное, а воздушное охлаждение ствола, что заметно облегчало оружие. Охлаждение было достаточно эффективным благодаря широким ребрам радиатора, которые увеличивали поверхность теплообмена практически в 10 раз. Благодаря большой толщине стенок ствола и использованию для его изготовления специальных сталей, из пулемета можно сделать непрерывно до 250 выстрелов. Максимальная прицельная дальность составляла 2400 м, однако наиболее эффективным был огонь на дальность 1000–1200 м.

Точность огня в значительной степени обеспечивалась использованием устойчивого станка треножного типа.

Стоит отметить и хлорную кассету, представленную в одной из витрин, посвященных фашистской Германии. Такими кассетами снабжались все – от рядового до генерала. Благодаря этому элементу вооружения неприятель мог использовать воду из любого водоема, предварительно обеззаразив ее.  

В витрине представлен  лётный костюм Героя Советского Союза, нашего земляка,   П.Д. Худова, врученный в 1943 г. после Сталинградской битвы американскими союзниками. 

Во время отдыха между боями, солдаты слушали патефон, который являлся «боевым другом» наравне с винтовкой или другим оружием. Зачастую был трофейным. Пластинки же привозились  в части на фронт или были взяты ещё до отправления на фронт из дому.

Тут же Вы можете увидеть еще один «источник освещения».  На фронтах керосиновые лампы изготавливали из гильз снарядов и обычно заправляли не только керосином но и бензином, поскольку эти лампы были абсолютно неприхотливы и просты по своей конструкции. Верхняя часть гильзы сплющивалась и туда зажимался кусочек ткани, с обратной стороны просверливалось отверстие для пополнения топлива.

ППШ-41 (Пистолет-Пулемет конструкции Шпагина), представленный в экспозиции,  был создан в 1941 г. для замены дорогостоящего в производстве пистолета-пулемета Дегтярева ППД-40.  ППШ-41 представлял собой простое и дешевое в производстве оружие военного времени.  Вскоре после войны ППШ-41 был снят с вооружения Советской Армии, однако он широко поставлялся на экспорт в просоветски настроенные развивающиеся страны, и в Африке, Авганистане его можно встретить и по сей день.

Первоначально ППШ комплектовались барабанными магазинами на 71 патрон, однако барабанные магазины были сложны и дороги в производстве, не слишком надежны и удобны, а также требовали индивидуальной пригонки под оружие, поэтому в 1942 г. были разработаны рожковые (коробчатые) магазины на 35 патронов.

К достоинствам ППШ относится высокая эффективная дальность стрельбы, простота и дешевизна. Из недостатков стоит отметить значительную массу и габариты, высокий темп стрельбы, а также склонность к непроизвольным выстрелам при падении на твердую поверхность.

Весьма интересен экспонат, стоящий в одной из немецких витрин. Так называемая «Эрзац-обувь»  использовалась немецко-фашистскими  войсками в зимнее время. Поверх сапог или ботинок солдаты наматывали различное тряпьё, в том числе и вещи, отобранные у местных жителей, и затем надевали эрзац-обувь. Из за широкой подошвы могли использоваться в качестве снегоступов. Изготавливались  жителями оккупированных территорий.

Возвращаясь к военной истории Дмитровского района, необходимо отметить, что к 28 ноября 1941 г. неприятель захватил г. Яхрома и, переправившись через канал, пошел по направлению к Дмитрову. Часть танков направилась на Перемиловскую высоту.

Навстречу танкам, идущим на Дмитров, вышел Бронепоезд № 73 войск НКВД под командованием капитана Малышева Ф.Д.  Целый день 28 ноября 1941 г. бронепоезд № 73 сдерживал наступление фашистских войск на Дмитров. Выдержав все атаки немецкой бронетехники, уничтожив при этом значительную её часть,  а так же  большое количество солдат и офицеров врага, удалось отбросить его от порогов города.

Во время боя бронепоезд получил серьёзные повреждения, впоследствии был отремонтирован и продолжал бои под Сталинградом. Находился в составе войск РККА до 1946 г.

Вы видите перед собой точно воссозданный макет  бронепоезда № 73 войск НКВД, выполненный А.П. Кирсановым.

Перед Вами батальное полотно, выполненное дмитровскими художниками П. Толстошеиным и Б. Чупровым. На нем изображен фрагмент боя на Перемиловской высоте, которую защищала 29-я стрелковая бригада 1-ой Ударной армии. В течение нескольких часов высоту удерживали два десятка солдат под командованием лейтенанта Г.И.  Лермонтова. Враг вынужден был отступить за канал. Мост через канал был взорван и наши войска получили необходимую передышку и возможность дождаться подкрепления.

Фрагменты бронекабины фронтового  штурмовика Ил-2, которые Вы видите на подиуме, найдены отрядом поисковиков неподалеку от Дмитрова.

Самый массовый боевой самолёт в истории. В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его   «бетонный самолёт» и  «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ: «мясник»,   «железный Густав», «чёрная смерть».

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 г началось серийное производство.  

Комбинированная бомба ЗАБ-50-ТГ, расположенная на подиуме,  предназначалась для создания пожаров и для непосредственного поражения огнем живой силы и боевой техники противника. Относилась к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. На самолете размещались на замках бомбодержателей и сбрасывались в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания.

Здесь же представлена  авиационная автоматическая пушка «Эрликон». В основу конструкции пушек «Эрликон» были положены основные принципы конструкции германской пушки «Беккер».

В 1936-1939 гг. фирма «Эрликон» выпустила еще несколько вариантов 20-мм пушек, которые различались темпом стрельбы, весом и длиной ствола. 

В боекомплект 20-мм пушек «Эрликон» всех типов входили снаряды весом около 124 г.

Надувной спасательный жилет, входивший в летное снаряжение всех членов экипажей одномоторных самолетов Люфтваффе, а так же тех, кто находился в узких кабинах самолетов других типов. Жилет надевался поверх летного комбинезона, и застегивался ремнями на пряжки. В действие приводился открытием клапана баллона со сжатым газом. Изготавливался из прорезиненной ткани желтоватого цвета. Имеет форму подковы, воротник и боковые ёмкости, наполняемые газом из баллона, застегиваются ремнями на пряжках.

Как только Дмитровский район был освобожден от фашистской оккупации, промышленные предприятия вернулись из эвакуации и сразу же наладили выпуск военной продукции. На Дмитровском Экскаваторном Заводе ремонтировали военную технику, выпускали узлы для «Катюш», авиационные мины, бомбы. На перчаточной фабрике выпускались двупалые перчатки, подшлемники. Яхромская фабрика выпускала перевязочные материалы,  ткань для изготовления нижнего солдатского белья, суровье, марлю.

В мае 1942 г. в СКБ завода «Компрессор» конструкторская группа В. А. Рудницкого по заданию Главного управления вооружений гвардейских минометных частей разработала специальную пусковую установку рамного типа — пусковой станок М-30 для 300-мм реактивных снарядов М-30. За основу этой весьма простой пусковой установки были взяты германские метательные приборы образца 1940 и 1941 гг. Снаряд М-30 предназначался для подавления и уничтожения укрытых огневых средств и живой силы, а также разрушения полевых оборонительных сооружений противника. Снаряд состоял из выполненной в виде эллипсоида калибром 300 мм головной части, к которой был присоединен ракетный двигатель от снаряда М-13. Вес взрывчатого вещества в головной части снаряда составлял 28,9 кг. Такая конструкция снаряда позволила быстро освоить его в производстве, однако вследствие большого веса головной части и неудовлетворительной баллистической формы снаряда,  дальность его полета составляла всего 2800 м. Впрочем, этот недостаток компенсировался огромной разрушительной силой снаряда: взрываясь, такой снаряд оставлял после себя воронку семи-восьми метров в диаметре и до двух с половиной метров в глубину.

В марте 1943 года на смену М-30 пришел 300-мм фугасный снаряд М-31 (масса 92,5 кг) с дальностью 4,3 км.   

В декабре 1943 г. конструкторская группа В. А. Рудницкого СКВ завода «Компрессор» разработала более совершенный 8-зарядный пусковой станок М-31 с двухрядным заряжанием снарядов. В январе 1944 г. после полигонных испытаний станок был принят на вооружение и успешно применялся в войсках на завершающем этапе войны.

Макет такого снаряда Вы можете видеть в одной из витрин.

Дмитровский Завод Фрезерных Станков получил важный   заказ на изготовление головных боевых частей для снарядов БМ-31.

Комплекс «Школа» рассказывает, как учились дети Дмитровского района в военные годы.

В 1941 г. занятия в школах начались как обычно – 1 сентября.  Но военное время, приближение фронта ощущалось во всем. Вчерашние выпускники уходили по призыву и добровольцами  на фронт. 

Оставшиеся за партами школьники, наравне со взрослыми старались помочь армии, фронту. По ночам, скрываясь от вражеских самолетов, школьники с учителями разгружали баржи у городской пристани: соль, зерно, топливо. Днем в школьных мастерских сколачивались ящики для боеприпасов. Целыми классами направлялись к песочным ямам на карьере и насыпали мешки песком – для возведения оборонительных укреплений, для закладывания проемов окон и дверей на случай бомбежки или обстрела.

Школьники, так же как и взрослые, работали на производстве и в сельском хозяйстве, собирали металлолом, расчищали от снега взлетные полосы Дядьковского аэродрома, ухаживали за одинокими стариками.

Помимо этого школьники готовили посылки для фронта. Теплые вещи собирали по домам, шили рукавицы, вязали носки, упаковывали в ящики и бандероли.

С приближением линии фронта в ноябре 1941 г., школы закрылись до января 1942 г. Во время боевых действий многие школы района были разрушены, повреждены.

Но и после открытия учеба проходила в тяжелейших условиях. Любовь Кораблева, ученица 9-го класса в 1941 – 42-м  гг., вспоминает: «Писали мы на любой бумаге, даже оберточной; использовали исключительно карандаши, так как чернила обычно замерзали. Все плохо одеты и обуты, а главное – истощены от хронического недоедания и постоянного совмещения учебы с нелегким трудом».

Многие ученики перешли в вечернюю школу, чтобы иметь возможность работать, кормить семью.

На рисунках, сделанных для классной стенгазеты, видно, что зимой дети сидят за партами в верхней одежде и валенках, а весной, когда снег начал таять, в классах появились лужи, поскольку крыши школ были дырявыми.

Перед вами парты, которые стояли в школах, начиная с  к. XIX в. За этой партой выросло несколько поколений школьников, ей пользовались вплоть до 70х годов XX века.

Парта представляла собой мощную конструкцию с наклонной столешницей, часть которой была горизонтальной (там были удобные отверстия для карандашей и чернил), а сиденье было зафиксировано за счёт крепления к столу с правильной высотой спинки.

Парта не имела острых углов, крышки были откидными.

За счёт правильно подобранных размеров ученик сидел в единственном правильном положении, как в скафандре, а для изменяющегося роста ученика парты выпускались в 4-х типоразмерах.