Основное население России испокон века возделывало землю, поэтому занятие сельским хозяйством являлось основой жизни крестьянина. В экспозиции Вы сможете увидеть основные орудия труда, которые долгое время сохраняли архаичный вид и часто мастерились в собственном хозяйстве. Например, соха применялась во время вспашки земли. Бороной разбивали вывернутые сохой земляные комья, засыпали посеянные семена, убирали сорную траву.
Кроме зерновых культур крестьяне выращивали технологические – лен, коноплю. Стебли этих растений, после многоэтапной сложной обработки, использовали для получения ткани и грубого полотна. Орудиями труда при этом были трепала, льномялки, гребни, прялки, приспособления для перемотки пряжи и ткацкие станы,при помощи которых изготавливалась одежда, представленная в экспозиции.
Жемчужиной нашей этнографической коллекции является курная изба Анисьи Ивановны Репиной из с. Сысоево. Изба была поставлена в 1882 г.
Изба, рубленная в 16 венцов из ели и сосны (самого ходового строительного материала нашей местности), имеет по фасаду два красных окна, украшенных наличниками и ставнями с типичными для дмитровского региона резными полусолнцами. Крыта изба соломой – самым распространенным кровельным материалом у крестьян. Такую избу можно было поставить за несколько дней, без использования гвоздей.
Свое название изба получила по типу печи, устроенной в ней – черной или курной. Такая глинобитная печь не имеет трубы, вместе с теплом она отдавала копоть, гарь и едкий дым. Помещение проветривали, приоткрывая дверь и волоковые окошки.
Необходимо сказать несколько слов и о гончарном промысле.
В Дмитровском уезде было два основных центра изготовления бытовой керамики: в с. Прокошево и в с. Куликово с соседними деревнями. Куликовцы работали на более древнем гончарном круге-скамейке и выкладывали сосуды из глиняных жгутов-заготовок по спирали (техника известная еще в эпоху неолита как спирально-жгутовая). Более совершенным орудием труда считается ножной гончарный круг, при работе на котором работали одним куском, определяющим размер будущего сосуда. В залах экспозиции Вы сможете увидеть и ручной, и ножной гончарный круг, а так же продукцию этого промысла. Ассортимент бытовой гончарной керамики представлен в экспозиции: это маленькие горшочки – кашники для детей и кринки с кувшинами для молока и воды, рукомои и жбаны, кубышки, миски, подойники, корчаги…
Старинным занятием крестьян было добывание дикого меда – бортничество. Со временем появляются в собственном хозяйстве крестьянина долбленые колоды,одна из которых представлена в экспозиции, и пчел становится возможным убирать на зиму в омшаники. Нельзя не сказать несколько слов о купеческом сословии. Большую роль играла для Дмитрова торговля хлебом. Скупая хлеб в уезде, дмитровские купцы ежегодно отправляли в Петербург около 30 тыс. кулей, весом по 9 пудов каждый, частью – водным путем (от Рогачевской пристани), частью – сухим. К концу XVIII в. происходит рост торгового значения города. В залах Музейно-выставочного комплекса расположены предметы, характерные для интерьера купеческого дома и торговой лавки. Особое место в экспозиции занимает сундук-подголовник, с которым купец, уезжая по торговым делам, не расставался ни днем, ни ночью. Сундук-подголовник служил для хранения и перевозки денег, драгоценностей, ценных бумаг. Покатая крышка позволяла превратить дорожный сундучок в изголовье при ночевке в санях или на постоялом дворе. Внутри подголовник делился на секции с выдвижными ящичками и запирался на внутренний замок с секретом. Встречались подголовники с «сигнализацией» – одна из замочных скважин была снабжена внутренним колокольчиком (если вор вставлял в нее отмычку, поднимался звон).
Благодаря удачной торговле хлебом дмитровские купцы имели немалые капиталы, что в свою очередь давало им возможность вкладывать деньги на строительство каменных церквей и жилых домов.
Производство пряников и баранок занимало видное место в занятиях горожан. Русские пряники по способу производства делятся на три группы: печатные, вырезные и лепные. В Дмитрове делали печатные пряники: тесто с начинкой в сыром виде накладывалось на доску с вырезанным рисунком, который и сохранялся на готовом изделии. Пряники для торжественных случаев выпекались огромных размеров, с двуглавым орлом – символом государственной власти. Для обыденного употребления печатный рисунок на пряниках был проще – растительные или животные мотивы. Имелись также пряники с надписью «Дмитров», предлагаемые покупателям как местный сувенир. Перед Вами пряничные доски, на которых делались знаменитые дмитровские пряники. Здесь же представлена доска в память о посещении Императором Александром II дома Дмитровского городского головы В.А. Возничихина в 1856 г.
На стене – парный портрет купца и купчихи Карауловых, рядом находится портрет московского купца М.И. Крашенинникова, известного своей благотворительностью. В частности, из перечисленных им средств (более 400000 рублей) Дмитровская городская управа выделяла ежемесячно денежное пособие бедным мещанам и ежегодно выдавала на приданное по 150 рублей двенадцати бедным невестам по выходе замуж.
Необходимо обратить внимание на два плана города, составленных в конце XVIII в.
«План Города Дмитрова с поселёнными при нём слободами» показывает довольно хаотичную планировку и застройку уездного центра, который, несмотря на свою многовековую историю, так и не приобрёл к тому времени облика настоящего города. В 1786 г. появляется утверждённый императрицей «Прожектированный План Города Дмитрова», который предписывал регулярную поквартальную застройку, благоустройство рынка, площадей и улиц.
Также Вы можете увидеть изображения старых купеческих домов, созданные в 20-е гг. ХХ в. Эти дома являли собой основную застройку города Дмитрова 2-ой пол. XIX в. и на сегодняшний день в большинстве своем, к сожалению, утрачены.