Дмитровский кремль
Зал №1 и №2

Зал №1 и №2

Здание, в котором Вы сейчас находитесь, было построено в 2004 г. В нём представлена экспозиция «История, быт и художественная жизнь края».

Залы №1 и №2 посвящены дворянским усадьбам Дмитровского края.

Усадьба, как часть русской культуры, предстаёт в экспозиции через акварели с пейзажами, виды парка, архитектуру. Перед вами – акварель с изображением усадебного дома в имении Апраксиных Ольгово: деревянный трёхэтажный дом, оштукатуренный под камень. Восточный фасад, выходящий на парадный двор, украшен полуовальной открытой верандой с двумя симметрично опоясывающими её лестницами. Западный фасад, выходящий в парк, украшен высоким 6-колонным портиком и просторной открытой верандой, под которой проходит галерея и от которой в обе стороны спускаются в парк две широкие лестницы.

Здесь же  представлены предметы усадебного интерьера, мебель, живопись, предметы паркового убранства.

Обязательно вызовет Ваш интерес и садовая мебель: два флорентийских складных стула и столик (из усадьбы Олсуфьевых), которые в тёплое время года выносили на веранду или в сад, а также  прогулочная трость с плетёным откидным сиденьем, которую брали с собой, отправляясь в дальние прогулки по парку.

Нельзя обойти вниманием и усадьбу Обольяново. Перед Вами  портрет графа Василия Дмитриевича Олсуфьева – выпускник  Пажеского корпуса, приближённый Александра II в бытность его цесаревичем, участник Заграничных походов 1813-14 гг., Московский гражданский губернатор.

Ниже, на фризе с фотографиями, Вы можете увидеть портрет  графа Адама Васильевича Олсуфьева. Генерал-майор Свиты Его Императорского Величества, владелец с. Никольское-Горушки, которое получил в приданое за женой. Выйдя в отставку в чине генерал-лейтенанта, с увлечением занимался метеорологией и лесным хозяйством, пополнял доставшуюся жене в наследство прекрасную библиотеку, которой пользовался Л.Н. Толстой, подолгу и с удовольствием здесь гостивший. Бывали здесь и всемирно известный учёный-химик Д.И. Менделев (его имение Боблово находилось неподалёку в Клинском уезде), математик М.И. Ковалевский, художники Н.Н. Ге, П.И. Нерадовский и др. В гостеприимном доме Олсуфьевых часто проводились литературные и музыкальные вечера, ставились костюмированные спектакли.

Рядом – фото графини Анны Михайловны Олсуфьевой, ур. Обольяниновой. Будучи женщиной образованной, прогрессивных взглядов, она все свои силы отдавала благотворительности: построила в имении школу для крестьянских детей, а затем образцовую больницу для обслуживания местного населения.

Рядом с портретом В.Д. Олсуфьева Вы видите портрет графини Елизаветы Адамовны Олсуфьевой кисти П.И. Нерадовского. Она окончила Высшие женские курсы в Москве, стажировалась за границей. Вернувшись домой, стала преподавать в местной школе крестьянским детям, а также помогать другу семьи доктору И.И. Дуброво в лечении больных, но заразилась дифтеритом и скоропостижно скончалась в возрасте 41 года. Вскоре ушли из жизни и её родители.

В соседней витрине расположены две карманные астролябии с системой зеркал и выдвижной трубкой – изобретения Семёна Николаевича Корсакова, владельца  имения Тарусово Дмитровского  уезда, о чём свидетельствует надпись на бирке внутри одной из них: «С. Корсаков, 1836, с.Тарусово» , а также –орской компас с солнечными часами 2-ой пол. XVIII в.  и линейка параллельная штурманская. Предметы эти, вероятно, принадлежали С.Н. Корсакову и достались ему от его дяди – адмирала Н.С. Мордвинова, в доме которого он воспитывался, рано потеряв отца.

По обеим стенам от Вас расположена галерея портретов политических и военных деятелей XVIII – XIX вв. Обратите внимание на прижизненный парадный портрет великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.   Полководец изображён в чине генерал-фельдмаршала, с послужным списком и наградами, на фоне предместья Варшавы, где ему удалось жестоко и быстро усмирить восстание поляков, сопровождавшееся массовой резнёй русских. После смерти отца он унаследовал село Рождествено-Суворово Московского уезда, где возле Рождественской церкви, относившейся к Дмитровскому Духовному Правлению, покоится прах генерал-аншефа В.И. Суворова. В этом имении долгое время проживали и потомки полководца. Под портретом расположился мраморный герб рода Прозоровских, к которому принадлежала супруга А.В. Суворова – Варвара Ивановна.

Рядом Вы можете увидеть вестовую  пушку. Вестовые, или сигнальные, пушки 2-ой пол. XVIII в. использовались в военных действиях для подачи условного сигнала войскам. Вестовая пушка, которую Вы видите, уникальна: она участвовала в знаменитом швейцарском походе. Позднее пушка была перевезена в усадьбу Даниловское, где использовалась для приветствия гостей и праздничных фейерверков.  Она была подарена Музею Дмитровского края в 20-е гг. ХХ в. потомками Н.П. Поливанова –адъютанта великого полководца. 

Необходимо отметить еще одну усадьбу Дмитровского уезда – Надеждино.  Перед Вами портреты владельцев усадьбы. Татьяна Михайловна Норова – из рода графов Воронцовых – проживала с семьёй в имении Надеждино с 1803 года. Сергей Александрович Норов – саратовский губернский предводитель дворянства, убеждённый крепостник сурового нрава, родственник графа Аракчеева. 

Их сын Василий Сергеевич Норов –выпускник пажеского Его Императорского Величества  корпуса. Впоследствии проходил по делу декабристов, и хотя участия в военном мятеже на Сенатской площади не принимал, был осуждён на 15 лет каторги.

Портрет  дочери Норовых – Евдокии Сергеевны. Знакомая поэта, философа, Петра Яковлевича Чаадаева, героя Наполеоновских войн, вернувшегося из путешествия по Европе. Проживая по соседству в с. Алексеевское Дмитровского уезда, он часто бывал в с. Надеждино, гулял с ней по усадебному парку и подолгу беседовал на различные темы. Евдокия Сергеевна полюбила Петра Яковлевича самозабвенно, но он вскоре уехал в Москву и едва отвечал на её полные отчаяния письма, сохранив, однако, их все до единого. Этим сильным безответным чувством бедная Дунечка и была сведена в могилу в возрасте 35 лет. Позднее П.Я. Чаадаев завещал похоронить его рядом с Дунечкой Норовой, поняв в конце жизни, что сильнее неё его никто не любил. Их могилы находятся рядом, на кладбище Донского монастыря в Москве.

Новый раздел экспозиции посвящен С.Н. Корсакову, создателю первых в мире «интеллектуальных машин», работающих на основе перфокарт, и впервые представлена реконструкция перфокарты Корсакова. «Интеллектуальных машины»( гомеоскопы, компаратор) Корсакова – первые в мире действующие механические информационно-поисковые устройства, которые позволяли обрабатывать большой массив данных и послужили прообразом современных вычислительных машин.

Большая часть предметов попала в музей из усадьбы Апраксиных Ольгово.

Одним из владельцев усадьбы был Степан Фёдорович Апраксин, портрет которого Вы видите перед собой. Генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий в 7-летней войне с Пруссией, одержал важную победу при Гросс-Егерсдорфе. Однако после сражения Апраксин отдал приказ об отступлении уже победившей русской армии на исходные позиции, чем разгневал Императрицу Елизавету Петровну и был отстранен от командования армией и арестован. Усадьбу Ольгово он получил как часть приданого за своей женой Аграфеной Леонтьевной, урожденной Соймоновой (была статс-дамой Двора Императрицы Елизаветы Петровны).

Наивысшего расцвета усадьба Ольгово получила при сыне С.Ф. Апраксина – Степане Степановиче.   Крестник императрицы Елизаветы Петровны, генерал от кавалерии, участник событий «времён Очаковских и покоренья Крыма» и подавления Польского восстания 1794 года. Соратник и почитатель полководческого таланта А.В. Суворова, Степан Степанович пользовался его большим расположением. Был женат на княжне Екатерине Владимировне Голицыной, статс-даме, дочери известной придворной дамы княгини Натальи Петровны Голицыной, послужившей прообразом Пушкинской «Пиковой дамы».

Уникальным экспонатом экспозиции музея является хаммерклавир. Он был изготовлен более 200 лет назад в Лондоне на фирме «Broadwood» мастерами Её Величества и принцесс. В нём тонкие стальные струны одной толщины расположены по три в ряд, а различное звучание даёт разная длина струн. 

Степан Степанович Апраксин неоднократно бывал в странах Востока, о чём говорят следующие предметы: турецкая курительная трубка, лежащая на бюро в «Кабинете» Апраксина, восточные сосуды для воды – кумганы (возможно, они были привезены С.Ф. Апраксиным из Персии, где ему довелось побывать посланником с дипломатической миссией). Не менее интересна Гербовая печать Апраксиных, которую использовали для удостоверения важных бумаг и писем.

Даже в частной переписке Апраксины пользовались своей гербовой бумагой, изготовленной на их собственной бумажной фабрике близ Ольгова, на берегу речки Волгуши. В соседней витрине Вы можете увидеть часть мебельного гарнитура: диван, круглый стол и стулья. Предметы выполнены Ольговскими крепостными мастерами из дерева, покрытого шпоном из карельской берёзы, богато декорированы затейливой резьбой, покрытой позолотой, с элементами анималистики и египетскими мотивами. Обивку вышивали цветными шерстяными нитками дворовые девушки.

Весьма интересен предмет, расположенный на комоде  между подсвечниками. Это ларец для хранения чая. В стеклянном ларце с ажурными серебряными ножками находятся два флакона с притёртыми пробками для хранения чая, чтобы он не терял свой аромат и свойства. Ларец запирался на ключ и расход чая контролировался.

Обратите внимание на ломберный стол, который  получил своё название от популярной в XVIII в. карточной игры «ломбер». Столешница декорирована наборным деревом, игровое поле покрыто зелёным сукном, на нём же мелом записывали счёт.

Рядом с ломберным столом Вы можете увидеть попону.  Это – элемент конского снаряжения работы Ольговских крепостных мастеров. По всему периметру попоны проходит гобеленовая цветочная кайма, украшенная мишурной бахромой и тесьмой, в центральном гобеленовом цветочном овале  вензель «С.А.» – Степан Апраксин, увенчанный дворянской короной. Как элемент конского снаряжения попона является наследием монгольской оружейной традиции XIII-XIV вв.

Весьма оригинально кремневое ружьё производства Османской империи: ствол декорирован небольшими металлическими облатками с чеканным орнаментом, перемежающимися поперечными поясками, приклад   из орехового дерева. Возможно, это трофей после взятия русскими войсками турецкой крепости Очаков в 1788 году, память о котором особо отмечена на эмблеме с гербом рода Апраксиных, по преданию украшавшей фронтон усадебного дома в Ольгове.

Также следует обратить внимание на  комплект парных капсюльных пистолетов с принадлежностями сер. XIX в. работы немецкого мастера-оружейника Кюхенрайтера. Такое оружие обычно брали с собой в дорогу.

Уникальная вещь – парадный костюм Степана Степановича Апраксина. Бархатный кафтан на шёлковой подкладке богато украшен вышивкой с цветочным рисунком. Под кафтаном – шёлковый кремовый камзол с шёлковой цветочной вышивкой в тон; бархатные брюки-кюлоты с застёжкой на пуговицы под коленом.

Перед Вами – герб рода Апраксиных, на котором под дворянской короной изображена турецкая сабля, под ней – скрещенные пушки, ядра, турецкие барабаны, знамёна. К эмблеме прикреплена металлическая табличка с чеканкой «1788 году» – в память о взятии русскими войсками неприступной турецкой крепости Очаков, главного форпоста Османской империи на северном побережье Черного моря. С.С. Апраксин принимал участие в осаде и штурме Очакова под командованием Светлейшего князя Потёмкина-Таврического, а его отец С.Ф. Апраксин брал Очаков в 1737 под командованием графа Миниха. 

Нельзя не сказать несколько слов об усадьбе Абрамцево, принадлежавшей известному меценату С.И. Мамонтову.

Здесь в 70 – 90-х гг. XIX в. сложился круг творческой интеллигенции – тех, кто увлекался изучением традиций народной культуры, коллекционированием предметов народного прикладного искусства и возрождением народных ремёсел. В Абрамцево работали Михаил Врубель, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Виктор и Елена Поленовы, Константин Станиславский, Фёдор Шаляпин.

В Абрамцеве были организованы столярно-резчицкая, вышивальная и гончарная мастерские. Основываясь на народных образцах, абрамцевские художники создавали эскизы, по которым в мастерских изготавливались предметы мебели и домашней утвари, украшенные стилизованной резьбой и росписью.