Немного истории.
Изготовление изделий с перегородчатой эмалью было известно на Руси с XI века. Древнерусские мастера успешно использовали традиции византийского ювелирного искусства, обогащая ими свое мастерство. Такое название эмаль получила из-за применения тончайших металлических перегородок, что напаивались на пластинку, создавая контуры рисунка.
Перегородчатая эмаль, или иначе клуазоне (дословно с французского – «помещённый в ячейку»), считается одной из красивейших и наиболее сложных техник ювелирного искусства. Немногие мастера берутся за такую работу. Техника требует усидчивости (в прямом смысле слова – долгого сидения, поскольку эмаль наносят вручную), пространственного мышления и безупречного художественного вкуса. Тончайшие металлические перегородки, которые напаивались на пластину (чаще серебряную или золотую), создавали замысловатые контуры рисунка. Чем точнее линия, выложенная проволочной перегородкой, тем чище получался результат. Далее, каждая замкнутая ячейка наполнялась эмалевым порошком определенного цвета и оттенка, согласно авторской задумке, и несколько раз помещалась в печь. Под воздействием высокой температуры эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом, а золотые ниточки-перегородки оставались видны между разноцветными эмалями. Готовое изделие шлифовалось мастером.
В экспозиции «Художественные коллекции» представлены роскошный эмалевый оклад иконы «Спас Нерукотворный», дарохранительница и кадильница, изготовленные на всемирно известной ювелирной фирме Павла Овчинникова в Москве во вт. 19 веке. Предметы выполнены в технике перегородчатой эмали, красота и тонкость узора которой никого не оставит равнодушным. В свое время, изделия мастеров Овчинникова почитались законодателями моды рубежа XIX-XX века, были уникальными по красоте и изяществу, сохраняя всегда эстетику и самобытность традиционной русской культуры, а ныне являются гордостью нашего Музея!