В коллекции «Графика. Картография» Музея-заповедника «Дмитровский кремль» хранятся два архитектурных эскиза, связанных между собой провенансом. Так мы называем историю предмета до его поступления в фонды Музея.
Первый эскиз (МЗДК КП ОФ 11251) датируется 1791 годом. Он снят с Никитского храма в городе Владимире уездным землемером владимирского наместничества Алексеем Вершиной. В левом верхнем углу надпись: «Фасадъ в точности построенной противъ сего рисунка /Никитскiя церкви въ губернскомъ городъ Владимировъ». Ниже: «Смотрено 1791 17 дня». Для чего снимали так старательно фасад храма во имя святого Никиты Столпника, что до сих пор возвышается в центре древнего города, к северу от Золотых ворот?
День преподобного Никиты Столпника православные отмечают 6 июня. Умер Никита в 1186 году. А спустя почти шесть веков, в 1760-х годах зажиточный владимирский купец Семён Лазарев воздвиг во Владимире церковь, назвав её в честь святого Никиты.
Эскиз фасада Троицкой (Тихвинской) церкви в г. Дмитрове (МЗДК КП ОФ 10505) более века спустя выполнен дмитровским художником-макетистом Александром Петровичем Любимовым. Он датирован 10 октября 1915 года. Мы видим знакомую всем церковь, что стоит на улице Пушкинской. Детальная прорисовка южного фасада, кровли и маковок выполнена тушью и акварелью. Внизу название, орфография старого стиля, с ятями и ижицами. На обороте авторская подпись с пояснением и датой. Александр Петрович Любимов проживал на соседней улице – Первой Борисоглебской, ныне носящей имя Дорофея Семенюка, забытого всеми революционного солдата.
В скромном доме художника была открыта экспозиция макетов известнейших памятников мировой архитектуры, и допускались в этот домашний музей все желающие (бесплатно!) до 1938 г. Хозяин дома был прихожанином Троицкого храма, однако, как человек глубоко верующий, посещал и другие церкви в округе. Выполненный им эскиз фасада Тихвинского храма попал в Музей вместе с другими предметами из дома Любимовых после смерти его хозяина, убитого так и не пойманными бандитами.
Как видно, фасады двух храмов очень похожи. И не удивительно: владимирская Никитская церковь 1762-1765 гг. постройки стала прототипом дмитровской Троице-Тихвинской церкви, построенной на рубеже XVIII и XIX вв. В основу её композиции положен трапезный тип храма. Она скорее похожа на нарядный бело-зеленый трехэтажный дворец, чем на церковь. Здание разделено тремя ярусами больших окон, обрамлённых барочными наличниками. Углы церкви украшены пилястрами с ордерными капителями. Обильный декор фасадов, выразительная пластика и динамичный силуэт, подчёркнутый стройным барабаном главы и высокой колокольней, делают Никитскую церковь ярким памятником провинциального барокко.
Благотворителям-храмоздателям – дмитровским купцам Г.И. Ложкину и А.С. Фуфаеву, на чьи средства и возводился каменный храм, приглянулся этот нарядно-строгий стиль, и заказан был эскиз владимирского храма по их инициативе. Кстати, дома Фуфаевых и Ложкиных до сих пор стоят на соседних улицах.
Многие спрашивают, почему у церкви двойное название – Троице-Тихвинская? До постройки каменного здания на этом месте находилась деревянная церковь, Тихвинской иконы Божией Матери. Она завершала улицу древней Спасской слободы, начинавшуюся от Георгиевских ворот дмитровского кремля. Позже, после Генеральной перепланировки на рубеже XVIII и XIX веков, её частично поглотила нынешняя Пушкинская улица (до революции – Тихвинская, в 1920-х – Водопроводная, затем улица Юного Коммуниста, с начала 1960-х Пушкинская).
Разобраться в планировке Дмитрова до его переустройства, рассмотреть, где располагались слободы, улицы, храмы, монастыри поможет еще один предмет из музейной коллекции план, восстановленный А.П. Любимовым по чертежу 1784 г. Выполнен для книги М.Н. Тихомирова «Город Дмитров от основания города до половины XIX века», изданной в 1925 г. Заметьте, что Тихвинской церкви на этом плане нет. Впрочем, здесь нет и земляного вала, место кремля определяется Собором в окружении торговых рядов. «Осыпи» (так называли земляной вал), потерявшей к XVIII столетию свое оборонное значение, при подготовке нового городского плана могли и не учитывать.
Главный придел вновь построенного каменного храма назван Троицким в память о древнем Троицком монастыре, располагавшегося недалеко, на р. Березовец, и упраздненного в XVII в, в период секуляризации. Стоит отметить, что на старом плане виден и еще один исчезнувший монастырь – в память всё того же святого мученика Никиты. Однако прежнее название церкви – Тихвинская, сохранилось в приделе этого храма и благодаря сбереженной прихожанами в годы гонений древней иконе Тихвинской Богоматери. После закрытия храма в 1930-х гг. в здании размещались и художественные мастерские Мосволгостроя, и Всесоюзное общество слепых.
Только в 1990-е гг храм был возвращен церкви. При реставрационных работах учитывались и эскизы, хранящиеся в фондах Музея.