В наших виртуальных путешествиях невозможно обойти стороной главную святыню нашего города – Успенский собор. В одну из наших прошлых встреч мы уже рассказывали о нём, но показали Вам его только снаружи! А сегодня нам разрешили зайти внутрь храма, в его центральный придел Успения Пресвятой Богородицы. Прошу Вас, не отставайте и соблюдайте тишину!
Прямо перед Вами — главная достопримечательность внутреннего декора собора – резной позолоченный пятиярусный иконостас конца XVII — начала XVIII века, покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX веков. В начале XIX века был установлен шестой, венчающий ярус иконостаса, посвященный Христовым страстям, состоящий из 4-х икон-медальонов. Иконостас Успенского собора сохранился целиком, несмотря на то, что в 1932 году храм был закрыт, Богослужения в нём не совершались до 1990 года. Дело в том¸ что в 1933 году помещения Успенского собора были переданы Музею Дмитровского края, музейщики постарались сохранить иконостас, не смотря на отношение тогдашних властей к православным святыням. Было принято решение закрыть иконостас дощатой перегородкой, за которой он и пережил все идеологические и житейские перипетии XX века. В 1970-х годах перегородка была разобрана, а иконостас и находящиеся в нём иконы отреставрированы.
Теперь предлагаем Вам рассмотреть иконостас подробнее. Если мы посмотрим на верхний, Страстной ряд, то увидим с левой стороны — «Моление о чаше» и «Несение креста», справа — «Оплакивание» и «Снятие с креста». А по центру находится резное живописное «Распятие» конца XIX, и изображения «предстоящих» — Иоанна Богослова и Богоматери.
Опуская глаза ниже, мы с вами можем рассмотреть остальные пять рядов иконостаса — Праотеческий, Пророческий, Деисус, Праздничный и в самом низу — Местный ряд. В настоящее время в шести ярусах иконостаса находятся 80 икон, большая их часть написана для существующего иконостаса в конце XVII века иконописцами Оружейной палаты.
Особого внимания заслуживают золотофонные иконы начала XV в. из Деисусного ряда, выполненные в традициях московской школы иконописи, сложившейся под влиянием творчества Андрея Рублева: «Дмитрий Солунский», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Богоматерь», «Апостол Петр», «Апостол Павел». О существовании этих икон стало известно только в начале 1970-х годов, когда стали проводиться реставрационные работы и под поздними слоями поновлений на шести иконах были обнаружены более ранние образы.
Также огромную историко-культурную ценность представляют иконы первой половины XVII века из Местного ряда: Успение Пресвятой Богородицы, Святой Архистратиг Михаил и Богоматерь Смоленская. Они являются вкладами в Успенский собор царя Михаила Федоровича Романова и его отца патриарха Филарета.
В центре иконостаса – резные золочёные Царские врата с образами «Архангел Гавриил», «Евангелист Лука», «Евангелист Иоанн», «Евангелист Матфей», «Богоматерь» и «Евангелист Марк».
Часть иконостаса перекрывает свисающее из-под самого купола роскошное посеребрённое паникадило — многосвечная церковная люстра, созданная в барочном стиле в XVIII веке.
Все стены, столпы и своды главного храма покрыты росписями конца XIX века – но это тема отдельной нашей встречи в ближайшее время.