Дмитровский кремль
«Сокровища Дмитровского Музея»: Древнерусские энколпионы

«Сокровища Дмитровского Музея»: Древнерусские энколпионы

На Руси одной из наиболее ранних форм наперсных крестов (то есть крестов, носившихся на груди поверх одежды) были кресты-энколпионы – складные двухстворчатые кресты с вложенными в них святынями. Это могли быть частицы Истинного древа Креста Господня, масла в ампулах, фрагментов тканей, которые соприкасались с мощами. Энколпионы исполнялись только в металле, в отличие от крестов-тельников, которые могли быть и каменными, и стеклянными. Материал, которым пользовались на Руси для их изготовления – это медный сплав. Кресты золотились, украшались эмалями, чернью, инкрустировались серебром, но все в рамках серийного меднолитого производства. Ограничение медными сплавами при изготовлении таких предметов личного благочестия, как кресты-энколпионы, возможно, не случайно, и объясняется не только экономической целесообразностью, но и изначальной нацеленностью Церкви на определенную аскетичность ее членов и осознание самодостаточной ценности меднолитых крестов-реликвариев. Есть немало свидетельств тому, что они высоко ценились и их носителями, и потомками. Это и специально сшитые, а иногда и богато украшенные тканевые чехлы для их бережного хранения, следы неоднократного ремонта в древности и приспособление для ношения на груди даже отдельной створки в деревянном ковчежце, выполнявшем роль оправы. Судя по сохранившимся экземплярам, кресты-энколпионы отливались в большом количестве и были широко распространены.

Одними из наиболее ранних в собрании нашего Музея являются кресты (створки) XII – XIV вв., которые представлены в экспозиции «Храмое искусство».

Створка креста-энколпиона датированная XII веком имеет закруглённые окончания ветвей. В средокрестии рельефное Распятие Иисуса Христа. На верхнем конце креста – рельефная погрудная фигура ангела. На концах перекладины, в круглых медальонах – погрудные прямолинейные фигуры Богоматери и Ионна Предтечи. Край створки оформлен узким гладким бортиком. Оборотная сторона – гладкая, без следов зачистки, по краю – узкий гладкий бортик. На лицевой стороне имеются нечитаемые надписи. Согласно Книге поступлений, данный энколпион поступил в собрание Дмитровского краеведческого музея в 1920 году от О.Н. Юреневой.

Следующий экспонат, обращающий на себя внимание – это лицевая створка креста-энколпиона, датированная концом XIII – началом XIV веков. На лицевой стороне, в средокрестии – рельефное Распятие с предстоящими: две ростовые фигуры, Богоматерь и Иоанн Креститель, в ¾ повороте к центру. На верхнем конце креста расположено изображение Спаса Нерукотворного. На концах горизонтальной перекладины поясные в 3/4 повороте к центру фигуры архангелов Гавриила и Михаила. На нижнем окончании – поясная прямоличная фигура святого Николая. Край креста оформлен гладким бортиком. Оборотная сторона – гладкая, без следов зачистки. Согласно Книге поступлений, створка креста-энколпиона поступила в собрание Дмитровского краеведческого музея в 1947 году от Чибисова, работника районной газеты «Ударник» и был найден в деревне Ульянки Дмитровского район.

В экспозиции «Художественные коллекции и храмовое искусство» представлены и другие энколпионы-мощевики.

Древнерусские кресты-энколпионы — яркий и значительный пласт древностей, отражающих начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления на Руси христианства, определившего ее культурное развитие и самосознание.

Это и важная часть истории древнерусского ремесла — искусства художественной обработки металла, которое послужило основой для формирования русской средневековой металлопластики…