Дмитровский кремль
Рубрика «Обретенные древности»

Рубрика «Обретенные древности»

Пожалуй, во многих профессиях есть своя поэзия, ее нужно просто почувствовать. Однако археология — это особенная сфера, и приходят в нее только безнадежные романтики, влюбленные в свое дело. Вечность наше ремесло. Мы умеем смотреть сквозь время, чувствовать дыхание минувших столетий, видеть яркие краски ушедших эпох.

Отшумели новогодние праздники, позади Рождество Христово и Крещение. Зима в самой своей середине. Заметает дома и дороги, посыпает пушистым серебром тихо спящий лес, искрится морозным бисером на лапах мохнатых елей и стройных сосен. И не смотря на всю эту волшебную красоту, именно в эту пору так хочется тепла и скорейшего наступления весны. Хочется ярких красок, солнца, зелени листвы. И именно это желание продиктовало нам тему следующего повествования. Мы расскажем вам, пожалуй, о самых ярких, красочных находках из раскопок Дмитровского Кремля.

Фрагменты стеклянных браслетов из нашего раскопа, на данный момент их уже 23 единицы, датируются широко – от XII до середины XIV вв. Разнообразие их форм, техники исполнения и буйство красок впечатляет. Круглые в сечении, плоские, подтреугольные, крученые и витые из нескольких стеклянных трубочек, спаянных вместе, довольно часто встречаются в культурном слое и других средневековых городов.

Декор стеклянных браслетов из Дмитровского Кремля многообразен. Это и яркая желтая полоска, вьющаяся по спирали на фоне прозрачного стекла медового или нежно зеленого оттенка, и искусно вплавленная в сердцевину крученого браслета тонкая медная проволока.

Крученые браслеты различаются частотой шага витка. Редкие витки достаточно рельефно выступают округлыми формами на поверхности браслета, частые – схожи с винтиком, у которого отломали шляпку и согнули.

К слову, далеко не всегда можно сразу определить цвет обломка стеклянного браслета. Часто бывает, что его покрывает слой коррозийной пленки серебристого, золотисто-коричневого или серо-чёрного цвета. Происходит это из-за того, что при нахождении в почве из стекла вымываются щелочные компоненты. Некоторые обломки стеклянных браслетов очень сложно изъять из почвенного слоя, они в силу своей сохранности сразу рассыпаются в прах. В таком случае нам остается только пометить на чертеже точку, где этот предмет находился и глубину его местонахождения.

Большая часть найденных в раскопе стеклянных браслетов происходит из заполнения погреба XII-XIII вв. Остальные были обнаружены в непосредственной близости от него.

Нам неизвестно о стеклодельных мастерских в Дмитрове в этот период. Откуда же тогда привозили подобные предметы? Изначально изделия из стекла являлись предметом импорта, их доставляли на Русь из Византии и стран Ближнего Востока. Позднее, в первой половине XII века, стеклянные браслеты изготовлялись уже в стеклодельных мастерских Киева, а со второй половины XII века их начали производить в Новгороде, Смоленске, Полоцке и других древнерусских городах.

Красивые, разноцветные, искусно сделанные стеклянные браслеты, бусы и перстни, безусловно, пользовались большой популярностью у средневековых Дмитровских красавиц. Несложно представить какие эмоции мог вызывать такой подарок, привносивший в повседневную жизнь новые яркие краски.

Обретенные древности (часть вторая)

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных археологическим находкам и исследованиям на территории Дмитровского кремля. Рубрику ведет научный сотрудник Музея-заповедника «Дмитровский кремль» – Владимир Александрович ЗЕЙФЕР.

Третий наш рассказ, как и обещано, будет о том, почему именно на этом месте был заложен раскоп. О том, как работают археологи, как меняется вид раскопа шаг за шагом, что мы находим, как видим древнейшую историю места, написанную глубоко под землей.

В 2022 г. археологическая экспедиция ИА РАН провела раскопки на территории Дмитровского городища. Одним из раскопов был открыт погреб средневекового жилища. Археологи датировали его XII-XIII вв. Нашли много интересных находок, которые передали на хранение в фонд археологии Музея-заповедника «Дмитровский кремль». Однако раскоп был небольшой, и исследовать погреб полностью было невозможно. В связи с этим было принято решение продолжить исследования в следующем году.

В конце лета 2023 г. мы смогли продолжить раскопки и рядом со старым раскопом 2022 г. разбили новый (фото 1). На фото старый раскоп обозначен красным квадратиком. Сделали разметку раскопа специальными колышками и получились у нас квадраты 2х2 м. Каждый квадрат имеет свое имя – букву и цифру, чтобы, когда находка обнаружится, у нее был точный адрес нахождения. Это как в игре «морской бой». Поделили мы раскоп для удобства на два участка и начали работу.

Фото 1 – Места раскопов

Сразу хочется поблагодарить неравнодушных дмитровчан, которые присоединились к работе экспедиции и до сих пор продолжают оказывать очень серьезную помощь. Это Татьяна Иванова, Василий Секрет, Юрий Леонтьев (Фото 2 и 3).

Фото 2 – Волонтер Татьяна Иванова

Археологи исследуют культурный слой по пластам толщиной не более 20 см, аккуратно работая лопатой, перебирая землю вручную, собирая в отдельные ящики обломки керамической посуды и индивидуальные находки, попадающиеся в земле. Сняв первый пласт на участке 1, мы обратили внимание на то, что слой земли, расположенный сразу под дерном, весь перемешан, как будто его ровняли трактором. И это не удивительно, т.к. в XX в. на этом месте располагалось хозяйственное сооружение – сарай, который снесли и место разровняли. Земля подобна книге, однажды написанная страница истории остается навсегда, а наша задача – прочитать страницы этой интереснейшей книги о древнем городе Дмитрове.

Выравнивая (зачищая) поверхность первого пласта, мы расчистили кусок бетонного фундамента того самого сарая, что стоял здесь в прошлом столетии. Грунт вокруг был очень сильно утрамбован, лопата с трудом входила в землю, оставляя на память мозоли на руках. Однако даже самый первый шаг вглубь культурного слоя не остался без находок. На фото, как вы видите, желтыми точками и цифрами обозначены места их обнаружения (Фото 4).

Фото 4

Первые находки, как правило, не самые древние, однако, могут попадаться и предметы из средневековья, случайно поднятые из глубин земли при строительстве и других хозяйственных работах на участке. (Фото 4-7)

Фото 4-7

Среди тех предметов, что были найдены в первом пласте, самый интересный, пожалуй, это фрагмент щипцов для колки сахара. Было время, примерно до середины 80-х гг. прошлого ХХ века, когда сахар продавался большими головками и его нужно было колоть ножом или, например, специальными щипцами.

Кроме щипцов, был найден обломок железного ножа и две монеты 1934 и 2006 гг. Находки, прямо скажем, скромные, но мы абсолютно уверены в том, что дальше, а в нашем случае – ниже, будет гораздо интереснее.

Все археологические материалы после очистки и оформления в специальный журнал, попадают в камеральную лабораторию, где их предварительно фотографируют, измеряют и описывают. Далее, металлические предметы поступают в реставрационную лабораторию, где их очистят от загрязнений, коррозии, законсервируют, чтобы передать на вечное хранение в Музей. И уже совсем скоро, уважаемые читатели, эти предметы вы сможете увидеть на временных выставках и экспозиции нашего Музея.

Часть третья: Этюд в “Кирпичных тонах”

Итак, уважаемые читатели, следуя за археологами спускаемся глубже в наш раскоп. Сейчас мы с вами находимся всего лишь на глубине 40 см от поверхности земли, всего один шаг и мы в прошлом столетии! Вашему вниманию представляем небольшой этюд в «кирпичных тонах». Сняв лопатами второй пласт на двух участках, ножами и кисточками зачистили кирпичную вымостку пола сарая, стоявшего здесь во второй половине XX в.

Хозяин этого сооружения, человек вероятно домовитый, бережливый, с известной долей креатива подошел к благоустройству своего строения. Не став тратиться на приобретение стройматериалов, он с прилегающей территории кремля собрал достаточное количество красного кирпича датируемого XVIII-XIX вв. и для удобства выстлал ими пол сарая. Лишь один кирпич был второй половины XX в., вероятно денег у хозяина хватило только на него.

Остальная площадь за границей сарая представляла собой перемешанный слой земли со строительным и бытовым мусором, просматривались следы пожара, возможно сарай горел.

Из находок второго пласта три монеты советского периода 20-30-х гг., фарфоровая игрушечная чашка с изображением котят, мебельная фурнитура в виде головы льва с медным кольцом в зубах, фрагменты стеклянных ёлочных украшений, чернильница и игрушечный матрос. Ничего выдающегося? Ну это как посмотреть. История вещей может быть весьма любопытной.

К примеру, найденные нами два стеклянных фрагмента ёлочного украшения относятся к так называемым «монтажным игрушкам».

Появляются такие игрушки впервые в 1935 г. и собираются (монтируются) в вначале на проволоку, позднее на нитку. С конца 1940-х и до 1960-х гг. производятся разнообразные наборные игрушки из проволоки и стекляруса (стеклянных трубочек) и бусинок. Из них делают различные геометрические фигуры, звезды, кубики и прочее, собирают бусы. В одной из наших стеклянных бусин сохранилась тонкая медная проволочка. Вероятно изготовление этой бусины приходится на начальный период производства таких игрушек конец 1940-х – начало 1950-х гг.

Игрушечных солдатиков из пластмассы в СССР впервые стали производить в 1950-х годах в Риге. Их делали на трофейном немецком оборудовании, вывезенном из Германии. Расцвет пластиковых солдатиков пришелся на 1960-1970-е годы, их выпускали в Москве на заводе ЗМИ-Прогресс, Малыш, ФПИ, а также и в других городах Советского Союза. Найденный на нашем раскопе матрос из набора «Матросы в бою» изготовлен на заводе «Прогресс» в г. Москва. Моряки, окрашенные в белый, и серый цвета производились с 1988 года и до конца 90-х годов. Они были одними из лучших солдатиков завода «Прогресс».

Любопытна находка чернильницы, письменного прибора которым пользовались вплоть до 80-х гг. XX в. Отчетливо помню в отделении почты нашего провинциального города, где пахло свежими газетами и сургучом, стояли такие чернильницы с перьевыми ручками. Граждане отправлявшие посылки и бандероли аккуратно заполняли ими почтовые бланки.

Наша чернильница из раскопа имеет на тыльной стороне клеймо «Канцпром», которое располагалось в г. Москва в д.8 на Среднем Овчинниковском переулке. Эта Московская артель образованная в 1929 г. производила школьные чернильницы, пепельницы, ручки, перочинные ножи, тетради, альбомы, скрепки и много другое. С 1930 г в артели работало всего 9 человек. Перед самой войной на предприятии трудилось уже 500 работников. Во время войны артель была переориентирована на выпуск нужных фронту изделий. После войны, в 1946 г. на месте артели «Канцпром» возникла артель «Радиопром», будущий завод электроизделий № 6, выпускавших радио и другую продукцию мирного времени. Зная историю артели «Канцпром», мы можем предположить, что чернильница из Дмитровского раскопа изготовлена в 30-е гг. XX в.

Вот так и случается, что за маленькими предметами иногда стоит очень большая и интересная история.

«Третий шаг в минувшее»
Третий пласт – третий шаг в минувшее. Мы сняли кирпичную кладку пола сарая и находимся уже на глубине 60 см от поверхности земли. Внимательно смотрим на только что зачищенные участки раскопа.


В слое земли начали появляться маленькие древесные угольки, крошки битого кирпича, пятна желтого песка и истлевшие кусочки древесины. В целом, вполне обычная картина для такой глубины погружения в культурный слой. Кусочки керамической посуды, собранные нами в земле, все очень разные по времени их изготовления.

В основном они из 16-17 вв., но встречаются и более древние обломки горшков из 13-14 вв. Их не много, и конечно же сами по себе они не могли «выползти» на верх с более древних слоев. Все это результат хозяйственной деятельности человека, который в этом месте строил, копал ямки для столбов деревянных конструкций, или просто отсыпал землю с другого участка с более древним слоем.

В западном углу фундамента сарая мы аккуратно расчистили остатки кирпичной выкладки, рядом с которой обнаружилось большое скопление обломков печных изразцов 18-19 вв. Следы, указывающие на то, что тут стояла печь отсутствовали. Вероятно, разбитые изразцы просто сбросили сюда как уже не нужный мусор. Печные изразцы всегда очень нарядны. Одни, найденные нами, были яркие, разноцветные, с рельефным растительным орнаментом, другие с изображением различных сюжетов в бело-зеленых тонах.


А что же находки? В этот раз их было 17. Все так же упорно попадались монеты 30-х гг. 20 в., но уже нашлась и одна монета 18 в. Кроме изразцов, мы нашли два обломка железных ножей, шаровидную бусину из коричневого стекла, а также изделия из стекла и железа, сделанные в конце 19-начале 20 вв.

Но, пожалуй, самые интересные из находок: наконечник стрелы, медная серьга и обломок носика кумгана (сосуда XVI-XVII вв.).

Слой коррозии, покрывавший одну из находок, до неузнаваемости изменил внешние очертания предмета, и только после реставрации стало понятно, что мы держим в руках именно наконечник стрелы XIII-XIV вв.


Черешок ее был совершенно обломан, а острие немного загнуто и так же обломано, что говорит о том, что полёт ее завершился попаданием в какую-то твердую цель. Аналоги такой стрелы встречаются в Западной Сибири.

Серьга из цветного металла представляла собой проволочне колечко с двумя напускными бусинками, между которыми на петле крепится подвеска в виде капельки.

Легкая, полая внутри серёжка, яркой искоркой сверкая, украшала Дмитровскую красавицу во второй половине XVII в. Серьги, сами по себе, не сразу начали носить в ушах. Их крепили к лентам, к головному убору. Отсюда и название им дали – «височные кольца».

Кумган, проще говоря кувшин с носиком, использовался в исламской традиции для гигиенических нужд, мытья рук и не только. У нас такой вид посуды стал использоваться несколько иначе, в него наливали питьё: квас и прочие напитки. Судя по украшенному геометрическим орнаментом носику сосуда, наш кумган был оформлен различными узорами, прочерченными по сырой глине до ее обжига. Красивая была вещь! Жаль не сохранилась полностью.

Продолжение следует!