Коллекция «Историка-бытовая» очень необычна и оригинальна. Необычна она тем, что включает в себя огромное количество самых разнообразных предметов различных периодов и эпох. В их число входят предметы усадебного быта.
Задумываясь о русских усадьбах XIX века, мы невольно представляем себе поэтические образы давно минувшего прошлого: дом с мезонином, обширные парки и тенистые аллеи. Именно в такой обстановке у хозяев усадьбы появлялась возможность проявить себя в различных сферах – в устройстве усадебного дома и парка, в занятии любимыми делами – будь то охота, чтение, музицирование, коллекционирование и даже спорт.
Конечно, представители дворянского сословия интересовались и увлекались различными видами спорта, такими как бильярд, крикет, фехтование, верховая езда. Но особенной популярностью пользовался лаун-теннис. Антон Павлович Чехов в рассказе «Дом с мезонином» (1896) описывает игру в лаун-теннис сестёр Волчаниновых с помещиком Белокуровым и художником. Лев Николаевич Толстой тоже не понаслышке был знаком с этой игрой и описал ее в романе «Анна Каренина». В Ясной Поляне у него была своя теннисная площадка. Софья Андреевна, супруга писателя, вспоминала: «Обедали все у нас, на воздухе, очень торжественно, с букетами и фруктами на столе, с шампанским и прекрасной солнечной погодой. Потом все играли в теннис, и Л.Н. тоже».
Наш Музей трепетно оберегает историю Дмитровского уезда, и в коллекции «Историко-бытовая» хранятся «Лопатки для домашнего тенниса», переданные Музею из усадьбы Ольгово в 1928 году. Вырезанную в ободе пустоту обтягивали пергаментом (сыромятной кожей). Такие ракетки имели сильно утяжелённую головку (по современной терминологии “баланс в голову”), и играть ими было не совсем комфортно. Поэтому довольно быстро перешли на струнную поверхность, которая состояла из конопляных верёвок или овечьих жил. Ручки ракеток обматывали кожей или замшей, или оставляли без обмотки. Для зажиточных покупателей ручки выполняли с художественной резьбой, тиснением или инкрустацией золотом, слоновой костью, ценными породами дерева.
К концу XIX века в Российской империи количество залов для игры в теннис увеличилось в 5 раз, но после революции 1917 года большевики стали считать эту игру уделом богатых и свели на нет развитие тенниса в России. Только в середине 30-х годов прошлого века интерес к игре вернулся на уровень дореволюционного и продолжил развиваться в поступательном направлении.