Дмитровский кремль
Зал №5

Зал №5

В залах на втором этаже размещаются произведения светского искусства, в основном из усадьбы Ольгово – крупнейшего имения на территории Дмитровского уезда, принадлежавшего дворянам Апраксиным. Будучи богатейшими землевладельцами в XVIII – XIX вв., они коллекционировали произведения искусства, обставляли свой дом великолепными образцами мебели, приобретали фарфоровые и фаянсовые изделия лучших отечественных и иностранных заводов.

Интересны и предметы из оружейной коллекции Апраксиных. Для украшения коллекционного оружия применялись разнообразные материалы и техники: резьба по дереву, гравировка металлических накладок, облицовка костью. Особым шиком было оружие, украшенное драгоценными камнями, кораллами, перламутром, как на этих кремневых ружьях 1800 года из Османской империи. Большая часть экспонатов в этом зале – разнообразные изделия из фарфора отечественных и зарубежных заводов.

В России начало производству фарфора положил учёный-химик Виноградов: в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны основывается императорский фарфоровый завод. Это было художественное заведение, в котором сначала работали крепостные мастера и ученики академии художеств. В экспозиции представлен роскошный синий чайный сервиз с растительным узором и позолотой. В середине XVIII века в Россию из Англии приезжает Ф. Гарднер. В Московской губернии, в селе Вербилки, он открывает частный фарфоровый завод. Естественность и простота с одной стороны и высокое качество характеризуют гарднеровский фарфор. Преобладала орнаментальная трактовка растительных узоров.

На этом заводе также умели создавать торжественные парадные вещи и даже выполнялись сервизы по заказу Екатерины II. Особый интерес представляют образцы прорезной посуды XIX века и рюмочная передача – оригинальное фарфоровое изделие для переноса и промыва рюмок. 

Одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства является художественное стеклоделие. История русского художественного стекла начинается ещё в эпоху Киевской Руси, но во времена монголо-татарского ига была прервана, поэтому многие века отечественным мастерам приходилось обращаться к опыту европейских мастеров. Но свой вклад в историю мирового стекла внесли и русские мастера. Обращает на себя внимание штоф из зелёного стекла, расписанный эмалевыми красками с подписью «1742 году марта 6 дня сей сосуд его превосходительства господина генерала Степана Федоровича Апраксина». Изделия из стекла первой половины XVIII века характеризуют мягкие пластичные формы, неторопливый ритм декоративного убранства. Примером тому служат большие бокалы прозрачного стекла, украшенные позолотой и получившие название «флейта». К концу XVIII столетия русская промышленность освоила производство «алой, фиолетовой, бирюзовой, жёлтой, зелёной, синей материй», из которой делали разнообразную посуду.