Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже!» И правда, все кажется достаточно простым: портрет должен быть похож на оригинал. Но ведь мы не знаем изображенных людей и, очевидно, верим художникам, писавшим их портреты.
Коллекция живописи в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль» обширна и разнообразна. Она насчитывает более 650 единиц хранения. В музейной коллекции хранятся портреты, пейзажи, натюрморты, выполненные в классической технике, а также в стиле импрессионизма. После революции существенная часть портретов из усадьбы «Ольгово» попала в Дмитровский музей и составила наиболее интересную часть коллекции живописи.
К числу уникальных живописных произведений второй половины XVIII века из ольговской галереи можно отнести изображения сестер – Елены Степановны и Марии Степановны Апраксиных. Кисти художника А. Рослина. Оба произведения находились в парадном зале усадебного дома.
Елена Степановна Апраксина представлена в расцвете своей красоты и обаяния. Она изображена в голубом платье, поверх которого надета легкая кружевная накидка, с тяжелыми бусами и серьгами, характерными для 1760-х годов. Необходимо отметить, что в прическе использованы оригинальные, нигде более не встречаемые булавки в виде незабудок. Елена Степановна – старшая дочь Степана Федоровича Апраксина, была женой гофмейстера и сенатора Бориса Александровича Куракина, которого высоко ценила Екатерина II за его деятельность на государственной службе.
Современники считали княгиню Куракину одной из первых красавиц своего времени, но и нрава легкомысленного. О ней упоминает историк князь Михаил Михайлович Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов в России», полагая, что она явилась невольной виновницей выхода указа Петра III о вольностях дворянских. «Одна из отличных природных щеголих, темноволосая и белолицая, живая и остроумная красавица», княгиня Е. С. Куракина, напоминающая ослепительную Элен Безухову из «Войны и мира», родила семерых сыновей, трое из которых умерли в младенчестве, двое — Александр и Алексей Борисовичи — снискали впоследствии широкую известность. Елена Степановна прожила недолгую жизнь: простудившись на балу, умерла в возрасте 33 лет.
Портрет Марии Степановны Апраксиной, в замужестве Талызиной, можно считать парным к предыдущему и по размеру, и по композиции. Мастер очень чуток к передаче цвета. Он не использует локальных, ярких тонов, а стремится к единой серовато-голубоватой гамме, что создает очень гармоничный красочный строй картины. Подобный колорит придает некую холодность модели, отстраненность от зрителя, но в то же время демонстрирует сдержанность и благородство образа. Голубой цвет звучит местами более ярко, местами приглушенно. В парике он приближается к оттенку серого. Даже розовый румянец на щеках написан настолько тонко и сглажено, что не нарушает общей цветовой гаммы.
Портрет Марии Степановны создан, судя по высокой прическе, в 70-е годы XVIII века. Ее взгляд полон спокойствия, жизненной мудрости и величия. Талызина, в отличие от сестры, никогда не считалась красавицей, но на этом портрете Мария Степановна заставляет зрителя любоваться собой. Она полна внутреннего достоинства. В выражении лица, в осанке, во всем ее облике сквозят сдержанность и аристократизм. В отличие от портрета сестры, где основной акцент художник делает на внешности и где сквозь маску светской любезности невозможно увидеть внутренний мир изображенной, Талызина на портрете пленяет зрителя красотой души.
С портретами вы можете познакомится в экспозиции «Художественные коллекции» (Историческая пл. д.18.).