История музея

Первые годы музея

Модернизация общества и успехи экономического развития России накануне Первой Мировой войны требовали повышения образовательного уровня населения путем распространения общей грамотности, элементарных знаний в области культуры, этики, гигиены. Это провоцировало создание многочисленных просветительских обществ, народных домов, общественных организаций (кружков) и, конечно, музеев.

В 1915 году был организован Союз Дмитровских кооперативов (с 1918 г. – Дмитровский Союз кооперативов), неторговым (культурно-просветительным) отделом которого было решено создать Музей кооперации и Музей товаров, местных промыслов и производств. 20 ноября 1916 года начал рассматривался план устройства музея родиноведения.

21 января 1917 г. в создающийся музей поступает коллекция фотографий с видами города, сделанных М.С.Померанцевым. Вслед за этим начинают поступать в музей различные предметы, собранные учащимися, старые монеты, старинный ларец, одежда.

Осенью 1917 г., несмотря на подъем революционного движения, ДСК откомандировал одного из инструкторов неторгового отдела для заведования музеем. Это был недавний выпускник Московского университета, М.Н. Тихомиров, который  начал активно формировать будущие коллекции музея. Ему помогают в этом земцы, кооператоры, учителя. Особенно много было собрано книг, карт, фотографий.

 Михаил Николаевич Тихомиров (1893 — 1965) — советский историк, академик (с 1953г.), крупнейший специалист в источниковедении, историографии, ученый-просветитель, первооткрыватель и публикатор памятников истории и культуры, еще при жизни ставший классиком отечественной исторической науки. 

1 мая 1918 года открыта первая выставка музея в доме, где были представлены 80  экспонатов и 200 томов библиотеки музея. Первые экскурсии  были проведены Михаилом Николаевичем Тихомировым и Александрой Владимировной Янковской, женой деятеля кооперации Алексея Байдина. В книге первых посетителей  музея расписался всемирно известный философ, теоретик анархизма Петр Алексеевич Кропоткин, поселившийся в Дмитрове в 1918 г.после возвращения из эмиграции и принимавший живое участие в создании музея. 

«Экспроприация экспроприаторов», проявлявшаяся и как жилищное уплотнение, заставляет многих дворян и зажиточных горожан «уступать» свои дома под различные учреждения, пытаясь трудоустроиться в них в соответствии со своим образованием и профессией. В конце августа 1918 г. музей размещается в доме князя Гагарина  (ныне – ул. Пушкинская) и разворачивает в нем экспозиции нескольких отделов. Ученым секретарем музея становится княгиня Нина Николаевна Гагарина.

В 1919 г. заведующей музеем была назначена Анна Дмитриевна Шаховская, геолог-краевед, дочь князя Д.И. Шаховского – известного деятеля кадетской партии и министра Временного правительства. Её труд «Природа Дмитровского края», написанный в начале 1920-х гг., до сих пор является самым информативным в этой области. В направлении деятельности музея так же отразились научные предпочтения директора: в залах были представлены полезные ископаемые Дмитровского уезда, его флора и фауна, при музее существовала собственная метеостанция.

На этой фотографии, датированной 1921 годом, присутствуют Шаховская А.Д., Анурова Е.П., Коробова З.П., Соколова А.Н. и  К.А. Соловьев. 

В 1919 г. властями  открывается травля кооперативного движения «в целях преодоления антисоветских элементов, окопавшихся в кооп.организациях».  Дмитровский союз кооперативов подвергается давлению со стороны местных властей. Начатая музеем работа была прервана арестом ведущих специалистов музея – бывших сотрудников Дмитровского Союза Кооперативов, во главе с Анной Дмитриевной Шаховской, по обвинению в причастности к спекулятивной деятельности ДСК. Вместе с другими кооператорами они помещены в Бутырскую тюрьму, откуда вели переписку с П.А.Кропоткиным. Оставшийся без руководства музей был спасен Народным Комиссариатом просвещения, выдавшим его имуществу и коллекциям «охранную грамоту» ( Архив МЗДК, фонд «Делопроизводство», 1920 -1925гг.).

«Золотое десятилетие» в истории музея

Начало 1920-х гг. знаменуется повсеместным развитием краеведения, становлением его как направления исторической науки. В  1921 – 1931 гг.  музеем организуется комплексное изучение края. Проводятся экспедиции, археологические раскопки совместно с Академией Материальной культуры, Московским Университетом, учителями и школьниками уезда.

Участие музейщиков в государственной программе изъятия церковных ценностей позволило спасти множество памятников культуры и искусства их церковной утвари. В  разговоре членов Дмитровского УИКа с К.А.Соловьевым 25 апреля 1922 г. в ответ на реплику Бутусова, что «для спасения миллионов голодающих нужно взорвать ваши храмы со всем вашим искусством, Соловьев ответил: «Где лом и клещи, наука и искусство не нужны. Для меня наука и искусство выше всего. Наука и искусство беспартийны, наука и искусство спасали и спасут мир».


  Освободившись осенью 1921 г., Анна Шаховская возвращается в музей, но на должность заведующего рекомендует талантливого выпускника историко-филологического факультета Московского Университета – Кирилла Алексеевича Соловьева. Анна Дмитриевна прекрасно понимает, что ей, княжне и дочери политического деятеля упраздненной Государственной Думы и Временного правительства не позволят занимать руководящую должность. Соловьев же происходил из одесских  мещан-разночинцев. 

В 1922 г. из имений Тарусово и Ново-Никольское, принадлежавших Гарднерам и Корсаковым, вывезена в музей большая коллекция фарфора. Т.Н. Поливанова и М.Н.Поливанов передают в музей портреты своих предков – дворян Норовых, а так же книги из усадебной библиотеки, мемориальные вещи, оружие.

С 12 ноября 1923 г. музей Дмитровского края, благодаря активной позиции его директора и сотрудников, стал именоваться «Государственный показательный музей местного края» и перешел на финансирование из государственного бюджета.В 1926 г. музей перемещают в здания Борисоглебского монастыря, откуда ещё в годы войны выселили мужскую братию, чтобы поселить монахинь-беженок из Западной Украины. Оставшиеся в Дмитрове послушницы Турковичского монастыря Варшавско-Холмской епархии, прибившиеся к ним старушки и девочки, не испытывали со стороны новых хозяев – музейщиков – никаких притеснений.

Они по-прежнему занимали несколько келий, ухаживали за огородом, в надвратной церкви по-прежнему шли службы. В братском корпусе и других помещениях разместились новые, научно обоснованные экспозиции, которые постоянно пополнялись  предметами, вывезенными из экспедиций. Эти экспедиции – этнографические, археологические, дополнялись поездками по государственной программе по изъятию церковных ценностей. Многие памятники, благодаря вмешательству музейщиков, были спасены от переплавки и уничтожения.

Годы безвластия

В 1931 г. Совнарком принимает решение о строительстве канала Москва – Волга. В мае 1932 года решением Моссовета здания и помещения Борисоглебского монастыря, где располагался музей, переданы Управлению строительством канала Москва-Волга (Дмитлага НКВД). Сопротивление  повлекло за собой арест директора – Кирилла Алексеевича Соловьева и ведущих сотрудников музея. Они арестовываются по сфабрикованному делу «о контрреволюционной организации врачей и краеведов». Из Бутырской тюрьмы их выпустили только в мае 1933 г., но в Дмитровский музей К.А.Соловьев уже не вернулся.

Планируя развитие событий, уже в марте 1932 г.   Мособлисполком закрывает для верующих  в Дмитрове Успенский собор, принимается решение о ликвидации его имущества. Экспонаты и фондовые коллекции, архив были в наспех упакованных ящиках выброшены на снег, которые только весной1933 г. силами заключенных-каналармейцев и вновь набранных сотрудников были перемещены в здание Успенского собора.

В 1933 г. должность директора музея, после отказа нескольких кандидатур, занимает Серафим Иванович Ивкин, который сразу набирает новый штат сотрудников – выдвиженцев из комсомола и пролетариата.

Серафим Иванович  не смог удержать марку «показательного» музея, каким он был при К.А. Соловьеве. Экспонаты, упакованные в ящики и пролежавшие в снегу зиму 1932-1933 года, небрежно перемещенные руками заключенных каналармейцев в Успенский собор, не получили ни реставрации, ни трепетного отношения со стороны сотрудников. Ивкин пытался «перевести» работу музея на идеологические рельсы, но проводимые им «антирождественские» выставки и развешенные в экспозиции кумачовые лозунги не могли заменить подлинной музейной работы.

Весьма показательны записи в книге отзывов за  первые годы размещения музея в соборе – время  директорства Ивкина:

16.12.1935. «Цепенящий холод не дал возможности всё посмотреть…»; 

6.01.1936. «Группа школьников Москвы считает, что экскурсовод (молодая девушка) не соответствует своему назначению»; 

08.05.1936. «… имеются неграмотные надписи «Балванка», «Эскаваторы». Их следовало бы изъять. Инженер МВС»;  

12.03.1936. «В музее есть много ценного, но работницы музея относятся к посетителям очень некультурно. Инженер Васильев» (Архив МЗДК, Оп.1, дело 147).

Музей при Василии Васильевиче Минине

В июне 1936 г. должность директора музея, по решению Бюро Райкома ВКПб, занимает Василий Васильевич Минин – коммунист с 30-летним стажем. Набирается новый штат сотрудников.

В.Минин планировал возродить музей как «храм муз», как это было при Соловьеве, однако чутье старого большевика подсказывало, что сделать это он сможет только выказав лояльность власти. В. Минин в первые месяцы своего директорства закрыл иконостас Успенского собора, спрятав его не только от посетителей музея, но и от многочисленных уполномоченных, генералов и полковников идеологического фронта.

В 1936 г. в районе развернулось соревнование среди колхозов за право участия во  Всесоюзной сельскохозяйственной  выставке. Выставка, которую задумал Минин в музее, по своим масштабам должна была превзойти всё, что делалось в музее ранее, по содержанию – прозвучать как гимн советской власти и новому способу производства, по структуре – повторить главную выставку страны – Выставку Достижений Народного Хозяйства.

    
Василий Васильевич имел за плечами опыт работы на Яхромской фабрике, на Икшанском гвоздильном заводе, в сельском хозяйстве в партийном аппарате управления. С 1925 г. В. Минин, по заданию Истпарта при МК РКПб собирает материал по истории 1905 г. В том же году он по решению УК партии был назначен в Дмитровский краеведческий музей на должность секретаря «для парт. руководства музейной работой» и занимал эту должность до 1926 г.

Выставка,  должна была обнародовать высокие достижения сельских тружеников не только для местного населения, но и для приезжих гостей. Здание Успенского собора было украшено гигантскими портретами вождей (особенно выделялся Иосиф Виссарионович, шагающая фигура которого заняла второй ярус колокольни). Кресты с куполов к тому времени были сняты, и на вершине колокольни развивался красный флаг. В центре Исторической площади для выставки «Животноводство» были установлены стойла для лошадей, быков и коров-рекордсменок.

В здании собора, как только посетитель поднимался на второй этаж, в обрамлении  белокаменного портала  его встречала разноцветная россыпь пуговиц и связки стеклянных Костинских бус. Здесь же были представлены и глиняные горшки, блинницы, конская сбруя – промколхозы изготавливали всё, на что был спрос.

Все последующие годы, до 1941,  выставка проводилась регулярно, подводила итоги работы жителей района в сельском хозяйстве и была «отборочным туром» для выдвижения колхозов на награды, поощрения.

При Минине разворачивается работа по охране памятников, структурируется экспозиция, создается клуб краеведов при музее. Именно благодаря Минину музей пережил эвакуацию, продолжая работать во время  войны. Сотрудник музея Р.Ф.Хохлов (1936 – 2002) называл Минина «дедушкой дмитровского краеведения». Не случайно в 1964 г. Минину присвоено первое с 1917 г. звание  «Почетный гражданин города» и его именем названа  одна из улиц Дмитрова.

Музей в военное время

В конце 1941 года (с 27.11.1941) наиболее ценные экспонаты эвакуируются, в сопровождении директора музея – В.В.Минина – в Ивановскую область. Часть экспонатов перед отъездом В.В. Минин лично с помощью самых доверенных сотрудников замуровывает в подвале собора.

Обязанности директора временно исполняет В.Г. Чванкин, затем В.П. Солнцев. В апреле 1942 г. В.В. Минин возвращается в Дмитров ( Акт от 15.04.1942 о передаче руководства от Солнцева Минину. Д.№179, Л.1.). Коллекция не понесла потерь.

В годы войны музей не закрывается. Подвалы Успенского собора служат бомбоубежищем. Часть здания (вестибюль) была занята под склад зерна  Проводятся экскурсии, лекции для военнослужащих и школьников. В 1942 г., сразу после освобождения района от фашистов, в музее была открыта выставка «Варвары ХХ века».

Повреждения, нанесенные зданию Собора в начале декабря1941 г. (выбиты оконные рамы, частично снесена крыша), были устранены уже в начале 1942 г.

Музей в послевоенные годы

С 1959 по 1965 г. должность директора музея занимал Илья Борисович Слуцкий. Для этого времени характерен процесс изъятия из фондов провинциальных музеев наиболее ценных экспонатов и их перемещение в столичные и государственные музеи. При И.Б. Слуцком  это явление приобретает повальный характер, при явном одобрении директора. Однако именно при нем в 1961–1965 гг. прошли крупномасштабные реставрационные работы в здании Успенского собора: восстановлены верхний ярус и шпиль колокольни, удалены 4 прогнивших подкупольных барабана и купола.

В 1965 г. должность директора музея занимает Александр Федорович Чекменев. Он прекращает процесс передачи экспонатов в другие музеи, формирует новые штаты, приглашая выпускников столичных вузов на должности специалистов.

К году Московской Олимпиады – 1980 – в музее проходит реэкспозиция, он становится более привлекательным для посетителей.

В 1984 г. Дмитровский краеведческий музей решением Мособлсовета и приказом Министерства культуры РСФСР переименовывается с учетом историко-культурной ценности его собрания в «Дмитровский историко-художественный музей».

В 1988 г. должность директора музея занял  Виктор Владимирович Воробьев. В марте 1990 г. эту должность занял Игорь Владимирович Ширяков и занимал её до 1994 г. В настоящее время И.Ширяков – сотрудник ГИМ, один из ведущих специалистов страны в области нумизматики и фалеристики.

В 1991г.  решением Президиума Исполнительного комитета  Дмитровского городского совета от 8.02.91., в связи с просьбой общины верующих и предстоящей  передачей Успенского собора в пользование РПЦ, Отделу культуры района, а затем музею, переданы здания на территории Исторической площади (комплекс присутственных мест, Елизаветинская церковь, Дворянское собрание, дом №1). Предложено приступить к поэтапному освобождению помещений Успенского собора по мере готовности площадей для размещения музейных фондов.

В 1992г. городской совет народных депутатов решением от 13.03.92. (№164/11-МС) объявил территорию Дмитровского городища заповедной территорией и закрепил её за Дмитровским историко-художественным музеем.

В мае 1993 Городской Совет решил учредить Дмитровский историко-культурный и природно-ландшафтный центр в качестве правопреемника Дмитровского историко-художественного музея.

 В ноябре 1994г. был создан музей «Дмитровский район в годы Великой отечественной войны», как военно-исторический отдел ДИКиПЛЦ. Музей разместился в здании б.Казначейства (Историческая пл.д.16). Художниками П.Толстошеиным и Б.Чупровым была создана диорама «Битва на Перемиловской высоте».

Развитие МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль»

В феврале 1996 г. постановлением Главы Администрации Дмитровского района (№338 от 22.02.96) изменен Устав ДИКиПЛЦ и с тех пор он называется  «Музей-заповедник «Дмитровский кремль».

 В апреле 1998г. на баланс музея был передан дом №1 на Исторической площади (Распоряжение КУМИ Дмитровского района №48 от 08.04.98.).

В 2001 г. начата реконструкция здания Дворянского собрания с целью размещения в нем экспозиции художественных коллекций. Архитектор – Андрей Яганов.

 В 2002 году музей освободил занимаемые им площади в здании Успенского собора, постепенно переместив фондовые коллекции в отреставрированные здания гражданской архитектуры Дмитровского кремля. Началась работа над созданием новой экспозиции.

В ноябре2002 г. состоялась закладка нового здания музейно-выставочного комплекса на улице Загорской.

30 августа 2003 г. были торжественно открыты первые залы экспозиции художественных коллекций в здании Дворянского собрания.

15 ноября 2003 г. состоялось учредительное собрание Клуба краеведов при музее. В 2004 г. генеральный директор музея А.А.Фролова стала депутатом городского совета.

В этом же году открыта экспозиция «Археология и средневековая история Дмитровского края» в здании Присутственных мест на Исторической площади.

Заключен договор с архитекторами из Москвы на создание новой экспозиции в МВК   «История, быт и художественная жизнь края XVIII – XXI в».  Научная часть концепции разработана музеем по принципу диалога сословных культур. 4 сентября 2004 г. состоялось торжественное открытие нового здания музейно-выставочного комплекса – единственного здания, построенного специально для экспозиции музея в Московской области.

Реконструкция и обновление музея стимулировали все направления музейной деятельности. В мае 2005 г. музей-заповедник «Дмитровский кремль» стал призером Всероссийского конкурса Министерства культуры РФ и Благотворительного фонда В.Потанина  «Меняющийся музей в меняющемся мире», получил грант за авторский проект Н. Табуновой «Возвращение Кропоткина».  6 октября 2005 г. на базе музея прошла третья областная конференция  «Музей в социальном пространстве провинции».

В октябре 2006 г. на должность генерального директора музея-заповедника «Дмитровский кремль» назначена Садова Анна Федоровна.

На сегодняшний день следует отметить, что  статус музея в провинции, его успешность и интегрированность в социальную и культурную среду зачастую определяется личностными качествами его руководителя и ведущих сотрудников, отношением к нему прямого начальства, учредителя, руководителей различных ведомств, отделов администрации, управлений. Музей, даже являясь самостоятельным юридическим лицом и действуя на основании устава, находится в полной зависимости от местных властей и местных социальных институтов. Без диалога с другими институтами невозможно нормальное функционирование музея в провинции.

Немалую роль в таком диалоге играют планы районной администрации по развитию регионального туризма. В районе создаётся координационный совет по туризму, объединяющий представителей всех учреждений и организаций, работающих в этой сфере. Как бы не были важны в ней гостиницы, дома отдыха и санатории, турагентства, турфирмы и турбюро, значение музея, как объекта туризма, трудно переоценить. Мы рассматриваем музей не только как объект, но и как самостоятельный и равноправный субъект туристской деятельности в регионе. Экскурсионное пространство музея давно вышло за пределы экспозиции.

После реконструкции и реставрации городских объектов к 850-летнему юбилею Дмитрова город стал очень красивым, презентабельным. Показывать его интересно. Сотрудниками музея подготовлена  методическая разработка экскурсии по городу, являющаяся на сегодняшний день самой полной, самой грамотной и профессиональной. Экскурсии по городу и экспозиции взаимно дополняют друг друга, образуя гармоничное единое целое.

Отдельно нужно сказать и о «городском начальстве» — руководителях различных учреждений, городских служб, которым, как правило, в музее приходится бывать только с делегациями из других стран и городов. Мы нашли форму работы и с этой аудиторией. С 2008 года, по инициативе Главы Администрации, на ежемесячном общем собрании сотрудники музея выступают с лекциями. Рассказывая об истории города и района, о музейных коллекциях (все лекции сопровождаются видеорядом на экране), мы для многих присутствующих открываем уникальность тех зданий, улиц, природных объектов, которые знакомы жителям города с детства. Результатами таких выступлений могут быть позитивные изменения в архитектурной среде города, восстановление утраченных памятников, объектов.Дмитрову,можно сказать, повезло: уже много лет Администрацию района возглавляет человек, неравнодушный к проблеме сохранения и использования памятников историко-культурного наследия. Валерий Васильевич Гаврилов многое сделал для того, чтобы памятники архитектур, объекты городской среды обрели новую жизнь.