Зал №2

Главнейшим символом Русской Православной Церкви по праву считаются иконы. Слово «икона» происходит от греческого слова, означающего «изображение», «подобие». Как уникальные произведения древнерусского искусства иконы стали восприниматься только в начале XX века, когда реставраторами, под руководством И.Э. Грабаря, стал активно применяться способ реставрации сильно потемневших от времени образов. В храмах и монастырях Дмитрова и Дмитровского края находилось большое количество уникальных произведений древнерусского изобразительного искусства, некоторые из этих православных реликвий находятся сейчас в экспозиции нашего музея.

Древнейшей из них является икона Покрова Пресвятой Богородицы, время написания которой специалисты относят к началу XVI века. Данный сюжет посвящен православному празднику, установленному в память о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в Константинополе. Богоматерь распростёрла свой покров (омофор) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий. Богоматерь, держащая покрывало, изображена на фоне храма верхней части иконы, рядом с ней святые, внизу свидетели чуда. Самые ранние изображения покрова известны уже с 13 века, а в 15 веке складывается устойчивая иконография праздничной иконы. У нас представлен её московский вариант, и саму икону, судя по спокойным оттенкам цветов и цветовой гамме можно отнести к московской иконописной школе.

К более позднему периоду относится создание находящейся рядом иконы Богородицы «О Тебе радуется…». В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храм и раю словесный…». Икона «О Тебе радуется…» появляется в русской живописи в конце XV — начале XVI веков. Икона, представленная в этой экспозиции, написана в XVII веке.    В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в «славе». Вокруг Нее – ангельский собор, наверху – большой храм, деревья, травы. В нижней части иконы – род человеческий, пророки, святители, преподобные, апостолы, мученики и праведные жены. Около трона внизу располагается фигура Иоанна Дамаскина с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста «О Тебе радуется…». 

Уникальной в собрании нашего музея является подписная икона – реликварий «Богоматерь Гефсиманская». Согласно авторской подписи икона была написана в 1706 году царским изографом Кириллом Улановым. Название «Гефсиманская» икона получила в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (X в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни). В 988 году икона была подарена крестившемуся князю Владимиру. Владимир подарил её Новгороду, где она стояла в Софийском соборе вплоть до 1571 года, когда её в числе других древних новгородских святынь Иван Грозный перевёз в Москву. В 1812 году во время пребывания французских солдат в Кремле икона пропала, а её место занял список конца XVII века (возможно, самого начала XVIII в.), происходящий из дворцовой церкви Рождества Богоматери. Кирилл Уланов написал несколько икон Богородицы Гефсиманской, некоторые из которых считались чудотворными. На представленной в экспозиции иконе в расположенных по периметру девятнадцати ковчегах хранятся мощи различных Святых.

Иконописные изображения Богородицы пользовались и пользуются в нашей стране особым почитанием и в экспозиции представлены различные иконы, посвящённые Богоматери, от традиционных Владимирской, Казанской и Фёдоровской, до редко встречающихся сюжетов Богоматерь Ахтырская, Огневидная, «Не рыдай мене мати». Произведениями церковного искусства, непосредственно связанными с историей нашего края, являются икона и оклад на икону Преподобного Мефодия Пешношского, созданные в XIX в., а также рака, в которой находились мощи Святого. Преподобный Мефодий был учеником Преподобного Сергия Радонежского и в 1361 году основал Николо-Пешношский монастырь – крупнейшую и древнейшую Обитель на территории тогдашнего Дмитровского княжества, сохранившуюся до настоящего времени.