Памятник истории государственного значения
Располагается в небольшом деревянном доме, построенном в 1896–1898 годах в качестве городской усадьбы Дмитровского уездного предводителя дворянства графа М.А. Олсуфьева. В мае 1918 года по предложению Олсуфьева в доме поселился всемирно известный учёный, путешественник, теоретик анархизма князь Пётр Алексеевич Кропоткин с супругой. После смерти Петра Алексеевича в 1921 году его вдова, Софья Григорьевна, прожила в этом доме до 1942 года, бережно сохраняя обстановку мемориальных комнат – кабинета и спальни. В 1921 году на фасаде дома появилась памятная доска, выполненная известным скульптором-монументалистом С.Д. Меркуровым. В доме располагались различные учреждения, в течении нескольких лет дом находился на реставрации, а в сентябре 2014 года в нём открылась единственная в мире мемориальная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности П.А. Кропоткина. Среди обстановки дома особый интерес представляют подлинные печи и камин конца XIX века. Уникальными экспонатами являются бюст Петра Алексеевича работы скульптора И. Гинзбурга и подлинная посмертная маска Кропоткина.
В первом зале фотографии, документы, рисунки, карты повествуют о семье, учебе в Петербургском Пажеском корпусе, службе в Амурском казачьем полку, путешествиях и научных экспедициях, революционной деятельности и десятилетиях вынужденной эмиграции Петра Алексеевича. Вторая комната воссоздаёт обстановку и атмосферу дворянского дома конца XIX века, на фоне которых размещены свидетельства Дмитровского периода жизни выдающегося русского учёного и общественного деятеля. В следующем зале — плакаты, стенды, витрины рассказывают о зарождении и развитии анархизма, роли Кропоткина в нем, о современном состоянии этого политического движения. В «кабинете-спальне» воссоздана скромная обстановка комнаты, в которой завершился земной путь учёного — анархиста.
На втором этаже дома расположен небольшой естественнонаучный «ретро-музей» — реконструкция первоначальной краеведческой экспозиции, в создании которой принимал участие П.А. Кропоткин. Здесь же представлена обширная и поражающая своим многообразием частная коллекция минералов и окаменелостей.
Интерактивные программы
Программа рассчитана на дошкольников и школьников младшего звена
Стоимость программы (1 академ. час):
для группы до 20 чел. — 3.000 руб.,
за каждого участника свыше — 150 руб.
Экскурсия рассчитана на взрослых и детей разных возрастов
Стоимость экскурсии (1 академ. час):
для группы до 20 чел. — 1.200 руб.,
за каждого участника свыше — 60 руб.
Историческая справка:
Имя Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921 гг.) широко известно не только в России, его помнят и чтут во многих странах мира как блестящего ученого-географа, путешественника, картографа, теоретика анархизма.
Выходец из древнейшего княжеского рода Рюриковичей со стороны отца и потомок героя Отечественной войны 1812 года – генерала Н. Сулимы, со стороны матери, Петр Алексеевич получил блестящее образование в Пажеском корпусе в Петербурге. Но военной карьере предпочел службу в Амурском казачьем войске. В Сибири организовал несколько экспедиций по Северной Маньчжурии и Саянам, открыл прямой путь из Олекминских золотых приисков в Забайкалье, выдвинул новые идеи об орографии и геологии Сибири, сделал открытия в вулканологии.
В возрасте 24 лет стал членом Русского Географического общества, принимал участие в научных экспедициях, работающих в Швеции и Финляндии. В результате этой работы им было предсказано существование Земли Франца Иосифа, разработана теория материкового оледенения.
С начала 70-х годов П.А. Кропоткин принял активное участие в работе кружка «чайковцев», вел революционную пропаганду среди рабочих. В 1874 году был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в 1876 году.
С этого момента и до 1917 года прожил в эмиграции. Жил в Швейцарии, Франции, Англии, бывал в Америке. С 1882 по 1886 гг. был заключен во французскую тюрьму в городе Клерво.
В годы эмиграции он работал как учёный-географ: писал статьи для Британской энциклопедии, журнала «The Nineteenth century», работал над теорией анархизма, был известен в революционных кругах России и Запада как последователь идей М. Бакунина, а затем как руководитель русского анархизма.
Вернувшись на родину, отклонил приглашение А.Ф. Керенского возглавить любое министерство во Временном правительстве. Неоднозначным было его отношение и к Октябрьской революции: он приветствовал свержение власти буржуазии, но и осуждал партию большевиков за чрезмерное государственное насилие.
Этими же идеями была пронизана последняя большая работа Петра Алексеевича – «Этика», над которой он работал в Дмитрове. До конца жизни он остался верен своим идеям, считая, что итог революционной борьбы должен зависеть от творческой силы, прилагаемой для устройства жизни на новых началах, и от уровня нравственности преследуемых целей.
Схема дома Петра Алексеевича Кропоткина
1) Столовая
2) Гостиная
3) Лекционный зал
4) Кабинет-спальня П.А. Кропоткина
На веранде размещена информация о реставрационной работе, предшествовавшей открытию дома.
1. В «Столовой» фотографии, рисунки рассказывают о семье, княжеском происхождении Петра Алексеевича, учебе в Петербургском Пажеском корпусе, службе в Амурском казачьем полку в Сибири. Размещены карты экспедиций, рисунки, фотографии мест, открытых, благодаря Кропоткину, годы жизни в эмиграции, революционная работа.
2. В «Гостиной» представлены предметы быта, воссоздающие атмосферу дворянского уездного дома конца XIXв. Печи и камины дома – особая гордость, артефакты той эпохи. Документы отражают дмитровский период жизни Кропоткина – научно-исследовательскую работу, помощь в создании первой музейной экспозиции.
3. В «Лекционном зале» плакаты, стенды, витрины рассказывают о зарождении и развитии анархизма, роли Кропоткина в нем, о современном состоянии этого политического движения. Демонстрация фильмов на данную тему дополняет информационное пространство.
4. В «Кабинете-спальне Кропоткина» воссоздана атмосфера комнаты, в которой завершился земной путь Кропоткина.
Экспозиция 2-го этажа – «ретро-музей» – реконструкция первоначальной краеведческой экспозиции: камни, кости, таксодермические экспонаты, гербарии, карты и т.д. с тематической зоной для проведения интерактивных программ.