Онлайн-рубрика «Известные люди Дмитрова». Алексей Кириллович Катышев.

Катышев Алексей Кириллович родился 25 февраля 1941 года в Шатуре Московской области, живописной равнинной местности, окружённой озёрами и Мещерскими лесами. Он был самым младшим ребёнком из многодетной семьи Кирилла Егоровича Катышева и Дворяжкиной Анной (всегда звали Нюрой). Всего в семье было 5 детей: 3 девочки и 2 мальчика. Детство Алексея выпало на трудные военные годы — когда началась война, ему исполнилось только 4 месяца. 19 октября 1941 г., семья эвакуировалась в Свердловскую область.

Находясь в Свердловской области, семья Катышевых жила скудно, питалась жалко. Климат на Урале резкий, суровый. Зимой большие морозы и ветра. Жили в холодных бараках, за дровами ходили в лес. 25 марта 1942 года с эшелоном семья вернулась обратно в Шатуру, где и останется жить в дальнейшем.

Детство Алексея Кирилловича прошло в тесной связи с природой родного края. Мещерские земли сплошь покрыты лесами. Живописные болота, прекрасные сосновые боры – всё это не могло не очаровать склонную к творчеству молодую натуру Алексея Катышева.

Большое влияние на выбор профессии художника оказал его дядя, самодеятельный художник-любитель. Первые же профессиональные навыки будущий художник получает в изостудии при местном клубе, где руководителем был выпускник Московского художественного училища им. 1905 года Константин Нуждин. Именно он заложил  в Алексея приоритетное отношение к рисунку в работе, делая ставку в процессе обучения на академизм.

С 1957 года начинается творческая биография будущего мастера. Он впервые участвует во Всесоюзной выставке самодеятельных художников, где отмечают его пейзаж — «Сторожка». Окончив ремесленное училище и проработав около года токарем, Алексей приезжает в Рязань и поступает в Рязанское художественное училище им. Вагнера. Но в 1960 году его учёба прерывается службой в армии, которая проходила сначала в Новгородской области, а затем в Туркмении.

Алексей и в армии не бросает любимого занятия. Там он делает большую серию рисунков, акварелей, работ гуашью, гравюр по линолеуму. Зарисовки и сюжетные мотивы из Средней Азии до сих пор привлекают внимание яркими красками, броской характерностью.

Вернувшись после армии в училище, Алексей устраивает там свою персональную выставку, и его переводят сразу на четвёртый курс. Но в  стенах училища ему становится тесно, Алексей испытывает жажду в более профессиональных знаниях и навыках. Поэтому в 1964 году он поступает в Московский художественный институт им. Сурикова, на графическое отделение. Выбор художника не случаен. Ещё до службы в армии, Алексей пробует заниматься гравюрой. Выбор молодого человека падает на линогравюру – разновидность гравюрной техники. Тщательно отшлифованный кусок линолеума, самодельные резцы из спиц старого зонта – и рождается чудо из чёрно-белых пятен и штрихов. За  время учёбы в институте у него складывается свой индивидуальный стиль, и он выставляется как самостоятельный график.

В институте к линогравюре добавляется офорт  (разновидность гравюры на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой), литография (гравюра на камне), ксилография (гравюра на дереве). Художник постепенно осваивает практически все виды графики.

Ещё учась в институте, Алексей Катышев участвует в областных, региональных выставках. Его графические работы отражают впечатления, полученные от поездок по Беломорью и Рязанщине.

В 1971 году по приглашению художника Вадима Карасёва Алексей Катышев приезжает в Дмитров вместе с 5-летним сыном Антоном и супругой – Людмилой Константиновной Шелковенко, тоже художницей, дочерью рязанского живописца и графика Константина Карповича Шелковенко.  Приезд Алексея Кирилловича в подмосковный город совпадает с весенним половодьем, когда торговая площадь затоплена вешними водами. По площади ездят мужики на телегах по колено в воде, с трудом преодолевая паводок. «Подмосковная Венеция», —  такое название даст художник  Дмитрову.  Город впечатляет художника настолько, что Алексей, приехав сюда по распределению от института,  остаётся здесь жить навсегда.

Во время учёбы в институте им. Сурикова, Алексей Катышев испытывает влияние различных творческих направлений, популярных и актуальных тем для того времени. Одним из таких направлением было увлечение искусством «Северное Возрождение» или «Северный Ренессанс». Искусство Германии, Северной Фландрии, Франции, Нидерландов в период между 1540 и 1580 годами. Пример может служить работа, стилизованная под Возрождение. «Женщина в чёрном».

В 1971 году он выполняет дипломную работу в институте. Ею руководит профессор Евгений Адольфович Кибрик – советский график, иллюстратор и живописец, народный художник СССР. Диплом — графическая серия «Рязанские мотивы» — экспонируется на Всероссийской региональной выставке под названием «По родной стране». В этом же году он выполняет новую серию графических листов «Колхоз «Украина» для чего едет в командировку от Академии художеств в Днепропетровскую область.

В 1972 году Алексей делает свою первую персональную выставку в Дмитрове, она проходит в фойе к/т «Октябрь». В этот период он вместе с женой Людмилой вступает в ряды коллектива ДХПМ. На Алексея Кирилловича Катышева работа в ДХПМ оказала очень большое влияние. Помимо активного творческого роста в среде других художников, творческого общения и споров, выполняя многочисленные заказы, он осуществил плавный переход от графики, в которой так любил работать в самом начале, к живописи. Алексей Кириллович выполняет многочисленные заказы по России. В частности много работ художником было выполнено для Средней Азии. Множество «задников» для сцен, монументальные росписи для столовых, детских садов, школ: портреты вождей, пейзажа, росписи на тему сказок.

Продолжая работать в графике, Алексей Кириллович увлекается экслибрисом в технике линогравюры и ксилографии (экслибрис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги). Художник делает также экслибрисы из дерева. Его экслибрисы занимательны по сюжету, красивы по пятну, отточены в деталях. Не случайно многие из них побывали на крупных выставках.

В период 1970-72 гг. художник активно выставляется, участвует в крупных серьёзных выставках:

  • юбилейная выставка «100 лет со дня рождения В. И. Ленина» (1970 г.)
  • областная молодежная выставка (1971 г.)
  • персональная выставка в Дмитрове (1972г.)
  • всесоюзная выставка «Земля и люди» (1972 г.)
  • всесоюзная выставка дипломных работ вузов (1972 г.)
  • республиканская выставка «По родной стране» (1972 г.)
  • «25 лет МООСХ» (1972 г.)

Примеры работ того периода – портреты, картины, посвящённые семье, сыну, полюбившегося г. Дмитрова.

В 1975 году Алексей Кириллович принят в члены Союза художников СССР. Не оставляя работу в графике, к которой на протяжении всей своей жизни он чувствует влечение, он много и увлечённо работает над живописными работами. Если в 1970 годах ведущее место среди всего многообразия жанров живописи у дмитровских художников по праву занимала тематическая картина, требующая от живописца не только высокого профессионализма, но и глубокого осмысления действительности, то на 1970-1980-е годы приходится расцвет монументального искусства. Так, под впечатлением от проводов старшего сына Антона в армию, Алексей Кириллович пишет картину «Проводы в армию».

В поисках тем Катышев обращается к истории, значимым событиям, ярким личностям. Это насыщенный творческий период, когда он создаёт одни из лучших своих работ. Художник обращается к исторической теме. Из-под его кисти выходят сложно-композиционные, многофигурные произведения, посвящённые значимым историческим событиям. Тема  крестьянского восстания «Шествие на Казань. Пугачёв» (1981г.), «Опричнина», Строительство Российского флота — «Пётр Первый» (1981г.), «Театр революции» (1984г.) Все эти работы тяготеют к монументальности,  они большие по размеру, насыщены проработанными деталями, многоплановы. Достоинством его полотен служат скорее не цвет, а рисунок с тщательно выписанными подробностями. Отдавая значительное место стилизации, Алексей Кириллович обретает в живописи уверенность и мастерство.

Но не только историческая тема интересует художника. У Алексея историческая тема перемежается с жанровой. Сюда можно отнести такие работы, как «Паром на Оке», «Проводы русской зимы», «Пастухи», «Хлебный фургон», «Хоккей».

Не забывает художник и про любимый Дмитров. Можно выделить цикл работ, посвящённых городу в различное время года.

  • 1996 г. выставка «50 лет МООСХ»
  • 2000 г. МВК «Русский мир» — юбилейная выставка, посвящённая 60-летию художника.

Основные работы:  цветные линогравюры «Сенокос», «Музы­ка революции», «Памяти Н. Баумана», линогравюры «Юность», «На Севере», темпера «На родной земле», «Заливные луга», «Пере­права», «Воскресенье в Спасске», «Колхозный сад», «Кузница», «Портрет мельника»; гуашь «Правление колхоза», «Колхозные весы», «Овощная бригада», «Свадьба»; акварель «Земля Рязан­ская», а также экслибрисы и обложка проспекта «Рязань».

Художником пройден большой творческий путь. Начав работу в графике и охватив её всевозможные грани, включая акварель и пастель, Алексей Кириллович станет работать темперными красками, которые на протяжении многих лет станут его излюбленной техникой письма на бумаге и оргалите. Постепенно, через заказные работы в дмитровскую художественную мастерскую со временем художник подойдёт к холсту и масляным краскам, которыми он напишет одни из самых значимых работ.     

Алексей Кириллович всегда был увлечён поиском неординарных, интересных композиций в работе, неожиданных ракурсов как в пейзажах и натюрмортах, так и в портретах. Его произведения, выполненные на высоком профессиональном уровне, пронизаны любовью к тем людям, которые его окружают, к их работе и быту.

Последняя выставка художника — «Линия цвета» состоялась в 2012 году. 11 ноября 2012 г. Алексей Кириллович умер от сердечного приступа.