Парные стеклянные жирандоли

В Новом, 2021 году Музей продолжает знакомить наших онлайн-посетителей с интереснейшими и уникальными предметами, бережно хранимыми и представленными для ознакомления посетителей в музейных залах.

Сегодня мы хотим привлечь Ваше внимание сразу к двум экспонатам – парным стеклянным жирандолям, поступившим в наш Музей из усадьбы Ольгово в 1927 – 1928 годах.

Жирандоль (от фр. «girandole» — сноп искр)это  фигурный канделябр для нескольких свечей, в котором рожки располагались по окружности, вокруг центральной оси — балясины.  Своим композиционным решением и декоративным убранством жирандоли напоминали люстры, но не висящие на цепях, а стоящие на плоской поверхности. Как и другие светильники, по своему декору и конструкции стоячие осветительные приборы соответствовали стилистике интерьеров, для освещения которых они предназначались.

В России жирандоли бытовали  в течение всего XVIII в. Осветительные же приборы из граненого стекла становятся  довольно популярны в 70-е гг. столетия. Начинает особо цениться эффект преломления света. Благодаря многогранным и великолепно отполированным стеклянным «каплям», изящный, но простой по форме светильник производил потрясающее впечатление.

Наши парные жирандоли были изготовлены на изготовлены на Потемкинском стеклянном заводе между 1777 и 1789 гг. Осветительные приборы в Российской Империи изготавливались во 2-й пол. XVIII в. только на Потемкинском стеклянном заводе. Довольно высокие и массивные (высота – 85 см, диаметр основания – 22 см), они абсолютно не производят впечатления тяжеловесности.  Жирандоли выполнены практически полностью из стекла, что само по себе делает их почти уникальными,  поскольку практически все светильники того времени изготавливались не только из стекла, но и из металла.

Наши жирандоли  выдержаны в стиле классицизма. Об этом говорит   форма центрального стержня – балясины, выполненная в виде колонны. Рожки — ответвления, расположенные в разных ярусах, симметричны друг другу. Отдельные детали, выполненные в виде шарообразных и грушевидных подвесок,  прикреплены таким образом, что могут  двигаться, создавая дополнительную игру света. На каждом рожке расположены «профитки» — детали канделябра в виде блюдца, предназначавшиеся для сбора стекающего со свечи воска

Следуя моде 2-й пол. XVIII в., на жирандолях из фондов музея гравированный орнамент практически отсутствует. Отдельные «снежинки», выполненные способом глубокой гравировки и расположенные на  верхней части основания, на чаше, в которой закреплены рожки, и на профитках, не бросаются в глаза. Но кроме «снежинок» основание и профитки жирандолей украшает гравированный цветочный орнамент из цветов и листьев чертополоха.

Почему для орнамента выбрано именно это растение? На «Языке цветов» чертополох означает «стойкость, цепкость, сопротивляемость». Однако, это изображение можно расшифровать и иначе.  В древнеславянском языке  слово «чертополох» обозначало «всполошить, отпугнуть черта» и издревле это растение использовалось как оберег для человека и его жилья. Вероятнее всего, и на наших жирандолях изображение чертополоха носило характер оберега.


360° Без рубрики Все события Выставки Детские программы Интерактивные программы Календарь памяти Концерт Новости Новости музея Онлайн Онлайн События музея Экскурсии