День Святителя Николая Чудотворца

19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День памяти Святителя Николая – одного из самых почитаемых святых во всём христианском мире. В народе этот праздник называют «Никола Зимний». Святителя Николая называют Угодником за стойкую приверженность к христианской вере и Чудотворцем за многочисленные прижизненные и посмертные чудеса, творимые им с Божией помощью.

Святой Николай считается покровителем путешественников и моряков, а также  «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником»

В православной традиции существует несколько устоявшихся иконографических изображений святителя  Николая. Среди них одним из наиболее редких является скульптурное изображение, именуемое «Никола Можайский». Традиция скульптурного образа связана с местной легендой о явлении святителя Николая во время осады Можайска неприятелем. Святой явился на воздухе с мечом в одной руке, держа в другой изображение города с храмом, в знак покровительства и защиты. Устрашённый неприятель бежал, а благодарные жители сделали деревянную статую святого.

Именно к такой традиции изображения Николы Чудотворца относится и самая древняя из датированных деревянных скульптур в собрании нашего Музея. Она представлена в зале №1 экспозиции «Художественные коллекции» (Историческая пл., д.18) и была выполнена неизвестным мастером в XVII веке. Она является образцом «киотной скульптуры», распространённой в тот период и  предназначенной для нахождения в храмовом иконостасе. В традиционной статичной иконографии образ «Николы Можайского» представлен в полный рост с поднятыми и отведёнными в стороны руками, облачённым в святительские одежды: стихарь с епитрахилью и фелонь с лежащим на плечах омофором. Стихарь тёмно-зелёного цвета с зелёными линиями, обозначающими складки и белым орнаментом условно растительного характера.

На подоле фрагментарно сохранился рельефный (по левкасу) орнамент, такой же на правом рукаве (вероятно, часть поручей). Епитрахиль светло-бежевого цвета рельефно выделена, но без орнамента. Фелонь охряных тонов с намеченным тонкими тёмными линиями геометрическим крестообразным орнаментом в правой нижней части. Край фелони на груди и над поднятыми руками святителя отогнут неширокой полосой светло-бежевого цвета. Полукруглые симметричные боковые полы фелони  окантованы двумя рельефными полосами, между которыми нанесён рельефный точечный орнамент, а сама поверхность украшена ромбическим рельефным орнаментом с изображениями крестов или звёзд в центре каждого ромба (с левой стороны орнамент сохранился лишь фрагментарно). На плечах святого светло-бежевый омофор без орнамента. Лик Николы продолговатый, с высоким лбом, слегка заострённым подбородком, небольшой окладистой бородой и усами. Карнация лика и рук выполнена светло-коричневой охрой. Нимб отсутствует, утрачены также меч в правой руке и символическое изображение града с храмом в левой руке.

Не смотря на традиционность образа, скульптура, экспонируемая в нашем Музее является уникальной, так как не имеет точных аналогов и является одновременно близкой по стилистике как к произведениям московских мастеров, так и мастеров русского Севера того же периода.


360° Без рубрики Все события Выставки Детские программы Интерактивные программы Календарь памяти Концерт Новости Новости музея Онлайн Онлайн События музея Экскурсии