Онлайн-выставка одного экспоната: К международному дню акварели

23 ноября отмечается Международный день акварели, учреждённый в 1991 г. по инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати.

На первый взгляд рисунок акварельными красками доступен даже детям. Первые попытки рисования кистью начинаются именно с водорастворимых красок – гуаши и акварели. Все мы помним эти коробки с разноцветными кирпичиками в ячейках, рядом стакан воды, кисточки.

На самом деле акварель в среде  художников-профессионалов, искусствоведов, музейных хранителей считается искусством особо сложным, требующим особых навыков, знания техники и материала.

Акварельный рисунок  по исполнению и выразительности трудно отделить от живописи. Граница между живописью маслом и акварелью до сих пор является предметом спора. Произведение может быть выполнено в пограничной технике, и многие акварельные картины называют живописными. Казалось бы всё одинаково – кисть и краски.

В музейной хранительской практике давно сложилось правило: к графическим коллекциям в первую очередь относят работы, выполненные на бумаге. Именно с нее всё и начинается. С тех пор, как в начале прошлого тысячелетия в Китае была изобретена бумага, водорастворимые пигменты, уголь и карандаш прочно связаны с этой основой. Конечно, можно акварельными красками и дерево расписывать, и пластик (пробовали?) и металл (получалось?), но бумага – любимица акварели. В Европе акварельная живопись появляется только в средние века, но до бумаги здесь вполне успешно использовали пергамент. Дорого, и поэтому не для всех доступно. Массовое производство бумаги сделало акварель одним из самых распространённых видов искусства. В состоятельных семьях нанимали учителей рисования и подрастающие дети – юноши и девушки могли порадовать родителей, их гостей своими скромными, пусть не всегда талантливо выполненными «акварельками». Но Всемирный День Акварели празднуют  прежде всего профессиональные художники и ценители этого вида искусства.

Акварельный рисунок, наряду с рисунком карандашами, углём,  сангиной или пером — относится к оригинальной графике, т.е. каждый из таких рисунков является уникальным, единственным. Даже повторы, реплики, копии акварелью отличаются друг от друга мельчайшими деталями: тоном, прозрачностью, отмывкой.  

Состав акварели — растительный клей, декстрин (растительный полисахарид), натуральный гуммиарабик (смола акации) с добавлением глицерина, сахара или мёда позволяет краске растворяться в воде, в той самой aqua , что дала название краске. Эта особенность дает возможность художнику использовать различные техники. Можно создать эффект воздушности, прозрачности натуры, можно использовать технику «акварель по мокрому листу», можно применять практически сухую акварель, получая четкие графические изображения. Эти особенности сделали акварель любимым материалом не только художников, но и картографов, и архитекторов.  Именно акварелью иллюминировалось большинство карт, земельных планов, архитектурных чертежей.

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» является хранителем уникальной акварельной графики XVIII  — XX вв. В коллекции «Графика, Картография» присутствуют произведения, выполненные акварельными красками в разных техниках.

Самыми ранними являются раскрашенные акварельными красками офорты с ватиканских стенных росписей, некогда выполненных Рафаэлем, и привезённые в Россию в конце  XVIIIархитекторами Кампорези. Офорты печатались в Италии с разрешения Папы, оттиски с медных досок раскрашивались вручную.  

Франческо (Франц Иванович) Кампорези считается одним из лучших акварелистов своего времени. Основное его занятие – архитектура – требовало умения выполнять чертежи, эскизы, планы – и здесь его умение обращаться с акварельными красками сделало каждый архитектурный эскиз самостоятельным произведением искусства. Его последователи – архитекторы, так же как и он, работавшие в усадьбе Апраксиных – с. Ольгово Дмитровского уезда, свои проекты выполняли в той же технике. Все эти работы относятся к архитектурной графике.

Акварельный портрет, как самостоятельный жанр в искусстве, представлен в нашем собрании высокопрофессиональными работами П.Ф. Соколова, К.Ф. Гуна, А.Г. Рокштуля, К.А. Горбунова, множеством портретов неизвестных художников.

Сюжетные акварели принадлежащие кисти  К.Э. Соколовского выполнены в технике гризайли – тоновой черно-белой живописи.

Дмитров начала  ХХ столетия представлен акварельными зарисовками старых дмитровских домов, выполненных В.Д. Дидковским, бывшим дворянином, бывшим офицером, получившим в свое время домашнее образование в области акварельной живописи.

1930-е гг. знаменуются многочисленными акварельными работами князя В.М. Голицына, выполненными для московских издательств и по заказу музея.

Современные художники так же представлены в коллекции. Наиболее показательна техника «акварели по мокрому листу» у В.В. Тимофеева (19465 г.р.). В августе 2020 г. большая часть акварельной графики из фондов музея-заповедника «Дмитровский кремль» была представлена на выставке в Московской школе акварели Сергея Андрияки и опубликована в журнале «Мир Музея».

Текст подготовлен Табуновой Натальей Васильевной
ведущим научным сотрудником ОФ МЗДК,
 хранитель коллекции «Графика. Картография».

360° Без рубрики Все события Выставки Детские программы Интерактивные программы Календарь памяти Концерт Новости Новости музея Онлайн Онлайн События музея Экскурсии