Художественная настенная роспись «Рождество Пресвятой Богородицы» Успенского собора г. Дмитрова

В центральном приделе Дмитровского Успенского кафедрального собора сохранились уникальные настенные росписи, созданные художниками-иконописцами в конце 19 века. Большинство из них посвящено Пресвятой Богородице, в том числе и сюжет Рождества, празднование которого приходится на 21 сентября. Это один из важнейших, «двунадесятых», праздников Русской Православной Церкви.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый из наиболее значимых православных праздников церковного года, по традиции начинающегося с сентября.

Первым этот праздник считается и согласно хронологии  событий Новозаветной истории, ведь согласно Православной традиции Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. В Евангелии не упоминаются обстоятельства рождения Богородицы, подробности изложены в церковном предании, в первую очередь в Протоевангелии Иакова, а также в текстах  церковной службы.

Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую, но, достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Супруги не отчаялись и продолжали возносить молитвы Богу, и вскоре им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Сцена Рождества Пресвятой Богородицы, изображённая на стене Дмитровского Успенского собора, долгое время была недоступна для обозрения – в советскую эпоху стены и своды храма были покрыты краской и побелкой. Только в 2001 году художники-реставраторы под руководством Народного художника России Василия Игоревича Нестеренко стали расчищать стены и поновлять росписи, был раскрыт и поновлен и данный иконографический сюжет.