Уникальная фотография из фондов музея

Сегодня мы, вместе со всем миром, отмечаем День рождения того, без чего сейчас не мыслит себя ни один современный человек, а очень многие сделали это своей профессией! В этот день, 181 год назад во Франции был официально представлен метод получения и фиксации изображения – дагер(р)отипии, что считается началом триумфального шествия по миру её Величества фотографии!

Whats-App-Image-2020-08-19-at-15-56-51

Для каждого Музея фотографии – это важнейшая и обладающая огромным эмоциональным воздействием часть экспозиции, бесценное свидетельство минувших событий и память о событиях прошлого. В фондах нашего Музея хранится обширная коллекция фотографий, некоторые из них имеют особую историческую значимость.
Один из таких раритетов – фотопортрет Российского Императора Александра III, сделанный выдающимся мастером — Сергеем Львовичем Левицким, одним из родоначальников жанра портретной фотографии в России. Будучи ещё студентом юридического факультета МГУ, он заинтересовался светописью. В 1839 году он покупает дагеротипный аппарат и начинает заниматься фотографией профессионально. В 1845 году Левицкий уезжает жить в Париж, где продолжает работать и совершенствовать свои навыки фотографа. В 1849 году Сергей Львович открывает свою мастерскую в Санкт-Петербурге, «Светопись Левицкого», и сразу получает широкую известность.

Whats-App-Image-2020-08-19-at-15-56-51-1

Занимаясь любимым делом, Левицкий долгие годы был придворным фотографом династии Романовых, запечатлевшим четыре поколения царской семьи. Фотограф создал знаменитые портреты Императоров Александра II, Александра III, Николая II. Наиболее значимыми новшествами в фотографии, введёнными Сергеем Львовичем, были использование электрического освещения для портретной съемки в помещении, использование ретуши и даже первые опыты фотоколлажа.
На фотографии из Музейной коллекции, поступившей в фонды музея в 1928 году из усадьбы Ольгово, Александр III одет в мундир темного цвета с эполетами и плетеным аксельбантом. На шее – крест ордена Святого Георгия 2 степени. Различимы и другие награды: крест Павлоградского 2-го лейб-гусарского полка, серебряный Большой крест ордена Данеброг, звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, звезда ордена Святого Георгия 2-ой степени, Мальтийский орден. Несмотря на официальность, типологичность и даже некую регламентированность изображения, предполагавшиеся в жанре кабинетного фотопортрета, в данной работе явно проявляется творческий, художественный и тонкий психологический подход. На представленном снимке 1880-х гг. изображение поясное, голова и корпус слегка повёрнуты вправо, взгляд чуть исподлобья, направлен на зрителя. Левицкий часто снимал Александра III в трехчетвертном развороте, поскольку этот ракурс наиболее выигрышно представляет императора: лоб кажется выше и полнота заметно скрадывается.