Уникальная фотография из фондов музея
Уникальная фотография из фондов музея

Уникальная фотография из фондов музея

Сегодня мы, вместе со всем миром, отмечаем День рождения того, без чего сейчас не мыслит себя ни один современный человек, а очень многие сделали это своей профессией! В этот день, 181 год назад во Франции был официально представлен метод получения и фиксации изображения – дагер(р)отипии, что считается началом триумфального шествия по миру её Величества фотографии!

Whats-App-Image-2020-08-19-at-15-56-51

Для каждого Музея фотографии – это важнейшая и обладающая огромным эмоциональным воздействием часть экспозиции, бесценное свидетельство минувших событий и память о событиях прошлого. В фондах нашего Музея хранится обширная коллекция фотографий, некоторые из них имеют особую историческую значимость.
Один из таких раритетов – фотопортрет Российского Императора Александра III, сделанный выдающимся мастером — Сергеем Львовичем Левицким, одним из родоначальников жанра портретной фотографии в России. Будучи ещё студентом юридического факультета МГУ, он заинтересовался светописью. В 1839 году он покупает дагеротипный аппарат и начинает заниматься фотографией профессионально. В 1845 году Левицкий уезжает жить в Париж, где продолжает работать и совершенствовать свои навыки фотографа. В 1849 году Сергей Львович открывает свою мастерскую в Санкт-Петербурге, «Светопись Левицкого», и сразу получает широкую известность.

Whats-App-Image-2020-08-19-at-15-56-51-1

Занимаясь любимым делом, Левицкий долгие годы был придворным фотографом династии Романовых, запечатлевшим четыре поколения царской семьи. Фотограф создал знаменитые портреты Императоров Александра II, Александра III, Николая II. Наиболее значимыми новшествами в фотографии, введёнными Сергеем Львовичем, были использование электрического освещения для портретной съемки в помещении, использование ретуши и даже первые опыты фотоколлажа.
На фотографии из Музейной коллекции, поступившей в фонды музея в 1928 году из усадьбы Ольгово, Александр III одет в мундир темного цвета с эполетами и плетеным аксельбантом. На шее – крест ордена Святого Георгия 2 степени. Различимы и другие награды: крест Павлоградского 2-го лейб-гусарского полка, серебряный Большой крест ордена Данеброг, звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, звезда ордена Святого Георгия 2-ой степени, Мальтийский орден. Несмотря на официальность, типологичность и даже некую регламентированность изображения, предполагавшиеся в жанре кабинетного фотопортрета, в данной работе явно проявляется творческий, художественный и тонкий психологический подход. На представленном снимке 1880-х гг. изображение поясное, голова и корпус слегка повёрнуты вправо, взгляд чуть исподлобья, направлен на зрителя. Левицкий часто снимал Александра III в трехчетвертном развороте, поскольку этот ракурс наиболее выигрышно представляет императора: лоб кажется выше и полнота заметно скрадывается.