Икона Божьей Матери «Успение»

image

Одним из важнейших православных праздников, входящим в число двунадесятых, является отмечаемое 28 августа Успение Пресвятой Богородицы. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 августа по 27 августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. 

Для православных жителей нашего города этот праздник является значимым ещё и потому, что древнейший кафедральный собор на территории Дмитровского кремля посвящён как раз этому событию и носит название Успенский. В главном приделе Дмитровского Успенского собора в нижнем ряду иконостаса не одно столетие располагалась храмовая икона Успения Богоматери, созданная в конце XV века иконописцами школы Дионисия, а может быть, и самим выдающимся иконописцем.

Священные православные тексты повествуют о последних годах жизни и кончине Богородицы следующее: «После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери. Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына. Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном. После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница. В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

Дмитровская икона Успения является уникальным произведением древнерусской живописи, образцом сложной многофигурной «облачной» композиции – одного из редких вариантов трактовки сюжета Успения Пресвятой Богородицы. Особенности живописного решения позволяют искусствоведам более точно датировать произведение 1480-ми годами. 

К сожалению, в советское время Дмитровская икона Успения как ценнейший образец иконописного мастерства, была изъята из собора и передана в собрание Центрального музея Древнерусского искусства им. Андрея Рублёва в Москве.