Святыня рода Головиных

Коллекция древнерусского искусства в музее-заповеднике «Дмитровский кремль» начала складываться в 1920-30-х гг. XX в. Источниками поступления служили закрывающиеся монастыри, церкви и  дворянские усадьбы. Основную и наиболее интересную часть коллекции составляют предметы, поступившие в музей в 1935 году из Спасо-Влахернского монастыря п. Деденево (с. Ново-Спасское) [1]. Среди них особого внимания заслуживают так называемые «подписные» иконы, имеющие с обратной стороны надпись о том, кому именно из рода Головиных они принадлежали (с упоминанием исторических событий из жизни  хозяев). 

Икона «Спас Нерукотворный» начало XVIII в  (МЗДК КПОФ 4769  дерево, левкас, темпера, 58х46 см.) поступила в музей-заповедник «Дмитровский кремль» в 1935 году из  церкви  Спаса Нерукотворного закрывшегося в 1922 г. монастыря.

В книге поступлений в 1958 г. под № 2351 была занесена следующая запись: «Икона работы XVIII в. «Спас Нерукотворный. На дереве маслеными красками, 2 шпонки. На оборотной стороне надпись о том, что эта икона несена была перед гробом Павла Васильевича Головина, скончавшегося в 1836 г. и похороненного в склепе под церковью с. Деденево». [2] Информация об авторе в музейной документации отсутствовала.

В 1968 году по ордеру № 2544 икона «Спас Нерукотворный» была передана Московскому художественному училищу памяти 1905 году и исключена из коллекции музея. [3] Девять лет икона находилась на реставрации и в 1977 году была возвращена в Дмитровский музей. Икона вновь была записана в книгу поступлений уже под номером МЗДК 4769. [4]

По неизвестным причинам реставрационные работы были выполнены не в полном объеме, непрофессионально проведенные  реставрационные работы значительно исказили внешний вид образа. Однако, несмотря на сложное состояние сохранности и многочисленные поновления,  сохранившаяся первоначальная живопись позволили определить высокое мастерство иконописца и отнести памятник к числу работ, примером для которых послужила  икона «Спас Нерукотворный» 1677 г. известного царского изографа XVII в. Симона Ушакова. [5]

Об этом свидетельствуют множественные характерные сходства: общий колорит иконы, построенный на сочетании белого оливкового и черного; манера написания личного письма по оливковому санкирю с вохрением  в белизну тонкими мазками, техникой плави, с розовой подрумянкой; прозрачное золочение; сложная светотеневая моделировка плата; характерное, для мастера написание глазниц с широкой описью нижнего века, красными слезниками и редко расставленными длинными коричневыми ресницами.

Многочисленные иконы «Спаса Нерукотворного», выполненные прославленным  мастером Симоном Ушаковым, были очень популярны и оказывали существенное влияние на иконописцев. Определенное упрощение приемов написания образа и манера исполнения в «живоподобном» стиле соответствует иконописной традиции характерной для живописи мастеров Оружейной палаты — царских изографов, сложившейся во второй половине XVII в. и получившей дальнейшее развитие в XVIII-XIX в.  

На иконе  изображен Лик Иисуса Христа, окруженный узким золотым прозрачным нимбом, представленный на фоне бело-серого плата. Остроконечная борода подчеркивает удлиненный овал лика. Ровно уложенные волнистые темно-русые волосы, спадают по  сторонам двумя длинными волнистыми прядями. Строго очерчены выступающий нос, небольшой рот, дуги бровей, глаза миндалевидной формы. Личное письмо, нанесенное на санкирь оливкового цвета, контрастирует с оливковыми полями и темным фоном. Белый убрус с темными притенениями, размещен на черном фоне, по нижнему краю украшен каймой из двух рядов золотых точек. Монограммы в углах плата и на концах перекрестий нимба, как и надпись на плате: «ТО АГIОN МАДIЛIОN», исполнены твореным золотом.

На обороте иконы сохранилась надпись:

СIЯ

СВЯТАЯ ИКОНА

НЕСЕНА БЫЛА ПЕРЕД ГРОБОМ

МАЙОРА И КАВАЛЕРА

ПАВЛА ВАСИЛЬЕВИЧА [6]

ГОЛОВИНА

СТАРШЕГО СЫНА, ВАЧИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИХ И АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ ГОЛОВИНЫХ [7].

РОДИВШЕГОСЯ В МОСКВЕ 1770 ГОДУ МЕСЯЦА ИЮНЯ, В 16 ДЕНЬ.

СКОНЧАВШЕГОСЯ В СЕЛЕ НОВО-СПАССКОМЪ ДЕДЕНЕВЕ ТОЖЪ

5 ДЕКАБРЯ 1836 ГОДА И ПОГРЕБЕННОГО, В ТОМ ЖЕ СПАСО-ВЛАХЕРНСКОМ СЕЛЕНИИ, СЕГО ЖЕ ДЕКАБРЯ ,9 ЧИСЛА В СКЛЕПЕ, ПОД СОБОРНОМЪ АЛТАРЕМ, СПАСИТЕЛЕВА ХРАМА.

информация об авторе в музейной документации отсутствовала и на иконе не прослеживалась.

В процессе изучения  литературных источников, в  книге историка П.С. Казанцева «Село Новоспасское, Деденево тожь и родословная Головиныхъ» [8] 1847г., в разделе святые иконы, была обнаружены записи, которые свидетельствовали о нахождении в церкви «Спаса Нерукотворного» более двенадцати древних и новых изображений образа Спаса, «на досках, на полотнах и на камне». П. Казанцевым указаны: храмовый образ Нерукотворного Спасителя, писанный «блаженнымъ» Андреемъ Рублевым и две иконы «Спаса Нерукотворного писанные ключарем и протоиереем Московского Благовещенского собора Феодотом Ухтомскимъ  (Феодот Феофанов Протопопов). Все иконы были покрыты драгоценными окладами. В 1704-1706 году в подмосковной усадьбе Головиных в церкви Спаса Нерукотворного активно работает иконописец Уланов Кирилл, для которых написал икону: «Крещение» (1704 г. Упоминается: Ровинский 1903), трехчастный Деисус (П. Казанский 1847) и образ «Богоматери Гефсиманской» (1706 г. ДИХМ). [9]

Также известно, что в Спасо-Влахернском монастыре хранились древние иконы, написанные  известным иконописцем  Семеном Федоровичем Ушаковым. (П. Казанцев 1847)

Такую же информацию мы находим в словаре русских иконописцев XI-XVII вв.  Кочеткова И., [10] в разделе посвященного иконописцу Феодоту Феофанову Ухтомскому: « С 1702 по 1713 г. по заказу бояр Головиныхъ он писал несколько икон в их вотчинную церковь Спаса Нерукотворного в подмосковном селе Деденеве, близ г. Дмитрова…..там находились иконы: «Великомученица Параскева», с надписью:» 1702 г. Августа в 6 де. Сии образ писал Феодот Ухтомский; «Богоматерь Одигитрия» — «Преподобные Сергий Радонежский, Зосима и Саватий Соловетские» (двустворчатый складень), «Спас Нерукотворный» (на холсте), с надписью: «1713.сий образ писал поп Феодот Ухтомской» и икона «Спас Нерукотворный», с подписью: « 1704 сей образ писал Феодот Ухтомской». Отнести икону к работе одного из этих мастеров было не возможно, так как запись об авторстве данного памятника в музейной документации отсутствовала, на иконе  при визуальном осмотре не прослеживалась  и точная датировка написания образа не была установлена.

Полученная информация дала все основания направить икону «Спас Нерукотворный» для более глубокого изучения художнику-реставратору музея-заповедника «Дмитровский кремль» Корнюковой М.В.  В процессе реставрации и осмотра иконы под микроскопом  в правом нижнем углу под слоем тонировок и кракелюра были обнаружены остатки наполовину утраченной авторской подписи, выполненной белилами: «……ОТОТЪ/УХТ…КОЙ».

На основании полученных данных есть все основания предполагать, что икона была написана в 1704 году московским мастером иконописцем Феодотом Феофановым Ухтомким (уп. 1676-1722), работавшим в посл. четв. XVII – 1-й четв. XVIII в традициях Оружейной палаты, именно в первые годы XVIII в. иконописец  пишет иконы по заказам владельцев усадебных церквей. [11] Икона была заказана Петром Васильевичем Головиным и как семейная святыня передавалась из поколения в поколение на протяжении более двухсот лет.

 

Н.В. Бычковская
Ст.н.с. отдела фондов
Хранитель коллекции
«Живопись (темпера)»

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Казанский 1847; Ровинский 1903; . И.А. Кочетков «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков».М., «ИНДРИК», 2009
  2. Д.А. Ровинский «Обозрение иконописания в России до конца XVII века». Издание А.С. Суворина, 1903
  3. И.А. Кочетков «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков».М., «ИНДРИК», 2009
  1. «Спасо Влахернский общежительный женский монастырь». М., Трипография А.И. Снегиревой, 1894
  2. А.И. Стрижев «Богословие образа. Икона и иконописцы».М., Паломник, 2002
  3. «Образ Спаса Нерукотворного – традиция и новаторство» статья в журнале «Антиквариат» № 5 (67) 2009
  4. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов «Спас Нерукотворный в русской иконе».М., 2008

[1] П. Казанцев «Село Новоспасское, Деденево тожъ и родословная Головиных.М., типография С. Селивановского.1847

[2] Книга поступлений предметов в  музей № 2 (из фондов МЗДК).

[3] Ордер № 2544 на передачу (списание) экспонатов от 9.августа 1968 г., Акт от 28 ноября 1968 г. (из фондов МЗДК)

[4] Книга поступлений предметов в  музей № 6. Акт от 14 декабря 1977 г. (из фондов МЗДК)

[5] Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график.  «Симон Ушаков – царский изограф», Государственная Третьяковская галерея, Музей русской иконы, М., 2015 г.

[6] Павел Васильевич Головин – (р. 16 июня 1770 г.-ум. 5 дек. 1836 г.) – майор и кавалер, владелец села Деденево (П. Казанский 1847)

[7] Головин В.В., надворный советник (02.03.1738-28.12.1809), Головина А.Г., урожд. Павлова (06.07.1751-18.09.1800)- владельцы села Деденево (П. Казанский 1847)

[8] В 1847 году Гавриил Павлович Головин пригласил  Профессора Московской Духовной Академии Казанского описать храм и сделать опись хранившихся при доме Головиных святынь с историческими указаниями и преданиями, от кого и когда были получены они. «Спасо-Влахернский общежительный женский монастырь» М., типография А.И. Снегиревой, 1894. (Литературный фонд МЗДК).

[9] И.А. Кочетков «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков».М., «ИНДРИК», 2009

[10]

[11] Казанский 1847; Ровинский 1903; . И.А. Кочетков «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков».М., «ИНДРИК», 2009  

После проведения полного комплекса реставрационных работ: