Изображения древних прорицательниц

Редкая иконопись в собрании Музея-заповедника «Дмитровский кремль»

Продолжая знакомить Вас с удивительными экспонатами из фондов музея-заповедника «Дмитровский кремль», я хотела бы рассказать Вам о необычных произведениях изобразительного искусства, мимо которых нельзя пройти. Перед вами загадочные персонажи – пророчицы Сивиллы, чьи имена дошли до нас из античной истории.   Сивиллы — это странствующие прорицательницы, наделенных даром предвидеть будущее и открывать людям волю богов. Девы, которые были способные видеть сквозь тьму веков, обладали страшным даром неотвратимости сказанного. Предания гласят, что они жили невероятно долго – по 1 000 лет, оставляя после себя «прогнозы», способные удивлять людей будущего… И что самое интересное, этих пророчиц-язычниц признает христианская традиция.

Перед вами 10 женских образов в феерических одеяниях, в необычных головных уборах и с различными атрибутами в руках: книги, меч, горн, ветвь, цветок и др. Они имеют необычные имена — это Тибуртина, Елипотека, Елипона, Тихария, Агрика, Сивилла Либия, Неизвестная сивилла из Волохъ…, Фригия.

Античные авторы упоминали об одной, двух, четырех, десяти и даже двенадцати сивиллах. Древнегреческий философ Платон говорил лишь об одной Сивилле (или как их называли Сиббиле), Аристотель – о нескольких, а римский учитель Варрон (1 в. н.э.) о десяти. Он же донес до нас следующую легенду: однажды к римскому правителю Тарквинию Гордому (534-533 до н.э.) явилась таинственная старуха и предложила ему купить девять книг за высокую цену. Правитель рассмеялся в ответ. Тогда старуха бросила в огонь три книги, а за оставшиеся потребовала ту же цену. Правитель опять отказался. И снова старуха невозмутимо сожгла еще три книги и предложила купить оставшиеся за прежнюю цену. После раздумий и консультаций со жрицами Тарквиний Гордый купил их. Он сложил их в подземелье Капиталийской горы и назначил жрецов — толкователей их содержания. Таинственная старуха была знаменитой Сивиллой Кумской (была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в  городе Кумы (Италия). Она была возлюбленной Аполлона, получившей от бога дар прорицания и жизнь, длившуюся ровно столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у неё в горсти. Однако она не подумала испросить у бога продления молодости, и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти) а три книги – так называемые Сивиллины книги стали тайной книгой судеб римского государства. Согласно приданию Сивилины книги, или книги пророчеств, представляли собой собрание стихотворных оракулов. Они были написаны на пальмовых листьях на греческом языке и хранились в храме Юпитера на Капитолии.

Древнейшей из сивилл считается Персидская, именно ей приписывается предсказание о рождении человека от непорочной девы, его мученическую смерть, и его воскресение… Персидская сивилла говорила о «великом, невидимом, всевидящем Боге-вседержителе», о рождении Спасителя «от пречистой девы отроковицы», о грехе поклонения «идолам и истуканам», о том, что в будущем люди «увидят в великой славе единого Бога», и многом другом, столь же впечатляющем. Мессия, по словам сивиллы, выведет из тьмы отцов, обратит заблудших и предаст смерти себя самого за всех живущих на земле. 

Второй великой ясновидящей считается сивилла Либика, или Ливийская (нетрудно догадаться, откуда эта женщина была родом). Среднего роста, с очень темной кожей, она всегда носила с собой веточку маслины. За время своих странствий Либика успела побывать в Самосе, Дельфах и многих других городах. Этой сивилле предписывают стихи, обличающие идолопоклонство. Считают, что выражение «Не надейтесь на бога каменного, а надейтесь только на себя» принадлежит именно Ливийской прорицательнице

Сивилла Тибуртия, или Тибуртинская, жила во времена римского правителя Августа, за пару десятков лет до Рождества Христова. Ее собственное имя было Альбунея, в Тибуре эту женщину вообще считали богиней. Римский синат постановил праздновать – обожествление, то есть признание смерного богом – императора Августа. Правитель не решился сам дать «добро» на это и позвал к себе сивиллу Тибуртину и спросил у нее совета. Пророчица наказала повременить с решением, а через три дня снова появилась у Августа и на его немой вопрос ответила: «Посмотри вверх». Согласно легенде, кесарю в тот момент было видение: храм, в нем – дева, держащая на коленях младенца. Тибуртина пояснила, что это алтарь сына Бога, которого люди вскоре назовут Богом…

Кесарь, собрав римлян, отказался от божественного статуса и в честь необычного знамения выстроил храм. Его называли Трапезной, или Небесным престолом. 

Для православных храмов Сивиллы не типичны, так как природа их двойственна: сивиллы не святые (всегда изображаются без нимба), но и не простые смертные. Древние сивиллы считались рожденными от бессмертных богов и нимф. По словам византийского историка и писателя Евстафия Солунского, первая Сивилла, давшая свое имя последующим, была дочерью царя Дардана (сын Зевса) и нимфы Несо. Чаще всего имена Сивилл были связаны со святилищами, в которых они занимались своим ремеслом (Ливийская, Дельфийская). В римских преданиях и мифах Сивиллы играли более значимую роль чем, в греческих.  В их изображении соединены элементы иконографии и приема светского искусства.

Первоначально живописное изображение Дев-сивилл можно было встретить в интерьерах покоев русской знати, они изображались рядом и с античными философами, и с ветхозаветными пророками. В дальнейшем сивиллы проникают в притвор храма, их образ можно было увидеть на входных дверях. Позднее их изображение встречается и в самом храме: на клиросах и в местном ряду иконостаса.

«Иконы», которые перед вами поступили в фонды музея в 1941 году из закрывающейся Покровской церкви с. Дьякова Дмитровского района. Эти произведения находились в местном ряду иконостаса. Как именно они туда попали неизвестно. Искусствоведы относят их к работе украинского мастера, выполненные в стиле – «примитив», т.е. искусства провинции. К примитиву относятся памятники, принадлежащие к особому стилю иконописи, который граничит, с одной стороны с фольклором, а с другой – с «высокопрофессиональным» искусством. Эти памятники не однородны по особенностям художественного облика, по качеству исполнения. Рассматривая Сивиллы можно сказать, что от иконописи в них сохранилась лишь техника исполнения, трактовка фонов и колорит, построенный на локальных пятнах красного, желтого, синего цветов. Разнообразные развороты фигур, сложные ракурсы, роскошные, состоящие из многих деталей одеяния, фантастические по формы головные уборы, могли бы существовать и в парадном портрете. Изображение сивилл можно встретить в графике, живописи, на церковных изделиях из металла и т.д. Почти все знаменитые Сивиллы (Ливийская, Дельфийская) находятся на потолке Сакстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выборами пап, которые по традиции проходят в этой капелле, рядом с ними изображены библейские пророки. Эти фрески написаны Мекеланджело в  16 в.

 

Наталья Владимировна Бычковская,
зав. историко-художественным отделом