Икона Богоматерь «Иерусалимская (Гефсиманская)»

Россия XVIII в.
Кирилл Уланов
Дерево, левкас, яичная темпера; 78х57 см.

Художественное совершенство иконы Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская), созданное, по преданию, святым евангелистом Лукой в пятнадцатый год по Вознесении Господнем, занимает особое, место в истории православия. Своё название икона получила по месту создания в Гефсимании. Иерусалимский образ считается прижизненным изображением Богородицы, сохранив до наших дней имя Святого Града.

В основу образа иконы положен библейский сюжет. По преданию, преподобная Мария Египетская взглянула на образ Иерусалимской (Гефсиманской) Божией Матери и получила благословение на беспримерный подвиг ее покаяния. Сорок семь лет в полном одиночестве она пробыла в пустыни, боровшейся с грехом,  убегавшей от мира, не страшась ни голода, ни жажды, ни зноя, ни холода. До  453 года икона находилась в  Иерусалиме, впоследствии император Лев Великий перенес её в Константинополь и поместил в храме Богоматери «Пагия» («Источник»). При императоре Ираклии, во время нападения скифов город был спасен после всенародной молитвы перед Иерусалимской иконой Богоматери. Впоследствии этого икона была перенесена в Константинополь, где находилась около трёх веков.

В X столетии, во время похода русских воинов на Херсонес (Корсунь), после завоевания  князем Киевском  Владимиром Корсуни и принятия христианства,  император Лев VI Филосов принёс ему икону в дар. Святой Владимир принёс икону в Новгород. В новгородском Софийском соборе  икона находилась до 1571 года. В 1478 году Великий князь Московский Иоанн Васильевич III, завоевав Великий Новгород,  присоединил  город и его земли к Москве. В 1571Иоанн IV Васильевич забрал икону в Москву в  Успенский собор Московского кремля, где уже хранилось множество уникальных святынь.  Забирая образ в Москву, Иоанн Васильевич оставил новгородцам оклад с Иерусалимской иконы. Новгородцы сделали список с иконы и укрепили на нём древний оклад.

о Отечественной войны 1812 года икона пребывала на одном из столбов Успенского собора. В 1812 году, по преданию, французы похитили её и увезли в Париж, где, по сведениям из дореволюционных источников, она находилась в соборе Парижской Богоматери. Однако долгие розыски иконы ни к чему не привели. На месте утраченной святыни  в Успенском соборе установили список иконы XVII в. из дворцовой церкви Рождества Богородицы.

Сохранилось несколько списков Иерусалимской Богоматери и в Москве и Подмосковье. Один из них долгие годы хранился в бывшем с. Новоспасском (ныне с. Деденево).  Село расположено недалеко от города Дмитрова, на реке Икша.  В письменных источниках село упоминается с 1504 года (духовная грамота великого князя Ивана Васильевича). Со второй половины XVII века селом владеет род Головиных.

В 1711 году в их имении был возведен большой деревянный храм в честь Спаса Нерукотворного. Через сто лет на его месте выстроили каменный собор. Здесь были собраны редкие святыни и храмовые реликвии.

 В 1706 г. известный царский изограф, художник московской Оружейной палаты Кирилл Уланов вместе со своим сыном Иваном пишет для Головиных список иконы Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская). Иконография этого образа весьма примечательна для творчества Кирилла Уланова. Он известен как автор многочисленных икон с изображением Богоматери, отличающихся мягкостью, нежностью, одухотворенностью и красотой образа.

Первоначально икона находилась в доме Головиных, а в 1860-х годах переносится в храм Спаса-Нерукотворного в Спасо- Влахернском монастыре, в    придел   Иерусалимской (Гефсиманской) Божьей Матери.  

В 1921 году, в связи с грабежами помещичьих усадеб и закрытием церквей, сотрудники Дмитровского музея совместно с комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи в Москве и её окрестностях приступают к осмотру и сохранению от расхищений памятников старины. Передача предметов из ризницы Спасо-Влахернского монастыря началась осенью 1924 года.  Большинство предметов относится к XVII-началу XVIII вв., многие иконы представляют значительный интерес по характеру письма и убранству. В результате эксплуатации и неправильного хранения иконы требовали реставрации, для этого были приглашены опытные реставраторы и искусствоведы: Юрий Александрович Олсуфьев и Кириков Василий Осипович. На иконах были серебряные и золотые оклады, украшенные крупным жемчугом и драгоценными камнями (алмазами, изумрудами), на окладах в ковчегах помещались частицы святых мощей.

Икона Кирилла Уланова «Богоматерь Гефсиманская»XVIII в. написана на 4-х досках лиственных пород,  скрепленных врезными встречными шпонками. В центре композиции поясная фигура Богоматери в 1\4 повороте влево с младенцем Иисусом Христом. Облачена в мафорий бордового цвета, по краю украшенный золотой каймой с ниспадающими кистями серебряной бахромы и драгоценными камнями. По кайме на левом плече – строка криптографической надписи. Подобные письмена, достойные исследования, находятся и на образе Пресвятой Богородицы Свирской, по древнему преданию, писанном св. апостолами в пятнадцатое лето по Вознесении Спасителя в Гефсимании. Силуэт моделируется фактурными складками,  объемные фрагменты выделены ассистом золотого цвета. Младенец восседает на правой руке Богоматери в ¾ повороте вправо. В левой руке свернутый свиток, правая рука приподнята в благословляющем жесте, ноги обнажены. Младенец облачен в алый гиматий и тунику зеленого цвета. Объемные места на одеждах обильно покрыты ассистом золотого цвета. Голова Богоматери немного наклонена к младенцу, глаза миндалевидной формы.  Личное письмо нанесено на санкирь  темно-коричневого цвета, техникой плави с вохрением в белизну. На лбу, под  глазами, на носу, подбородке и шее положены теплые оливково-коричневые тени. На  объемные фрагменты  личного письма нанесены белильные мазки — «движки». Опись темно-коричневого цвета. По рисунку прослеживается тонкая графия. Нимбы и надписи выполнены сусальным золотом. Вокруг образа, на полях иконы, в двадцати ковчежцах хранятся мощи угодников Божьих и святых великомучеников: Святого Иоанна Милостивого; Святого Иоанна Златоуста; Святого Григория Богослова; Святого Василия Атасийского.  Святителей: Святого Леонтия, Святого Исаии, Святого Игнатия Ростовского, Святого Германа Казанского. Великомучеников: Святого Меркурия воина; Святого Феодора Стратилата. Преподобных: Преподобного Авраамия Ростовского Чудотворца; Преподобного Сергия Радонежского; Преподобного Нила Столбенского.

На нижнем поле иконы сохранилась авторская подпись: «1706 г. Писал смиренный изограф Кирилл Уланов».

От иконы  сохранился серебряный чеканный оклад, украшенный жемчугом, изумрудом и рубинами. На полях оклада — двадцать серебряных, вызолоченных ковчежцев с вычеканенными ликами тех угодников Божьих и святых великомучеников, чьи мощи хранились в них.

Вот что о нем писал известный историк, богослов, профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский в своей книге «Село Новоспасское, Деденевотоже  и родословная  Головиныхъ» (Москва. 1847 г).: «Оклад сей иконы серебряный, вызолоченный, чеканенный различными цветами, убрусъ подбородок и зарукавье вынизаны половинчатыми зернами драгоценными дробницами и самоцветными камнями, у левой руки под изумрудным запанном хранится часть ризы Богоматери, положенное в золоте; в особо устроенной панагеи находится часть пояса Богоматери, обделанная в серебро и украшенная стразами, аметистами. К сей святой иконе особенно имеют веру окрестные жители с. Новосспаского, и доказывают свое усердие ежегодным прихождением на поклонение её, принося своих недужных, и по вере получают исцеление».

Поступив в фонды Дмитровского музея в 30-х годах, икона «Богоматерь Гефсиманская» XVIII в., находилась в плохом состоянии: на стыке досок была вертикальная трещина, отслаивался и осыпался грунт вместе с красочным слоем, многочисленные вздутия красочного слоя, утраты красочного слоя в области левого глаза, нимбы и облачения Богоматери, олифа потемнела, местами была утрачена, в связи с этим икона долгое время не экспонировалась.

Первые реставрационные работы были проведены в 1976 икона в Московском художественном училище памяти 1905 года. Реставратор Стрекалова Т.А. провела рентгенографическое исследование живописной поверхности иконы в отраженных инфракрасных лучах.

В связи с неблагоприятными условиями хранения в фондах музея, находящиеся в Успенском соборе г. Дмитрова (отсутствие специального оборудования для поддержания температурно-влажностного режима) в 80-х годах XX в. состояние иконы ухудшилось. В 1989 году икона была отреставрирована опытным художником реставратором высшей категории Яблоковым А.П.

В настоящее время икона украшает экспозицию Историко-Художественного отдела г. Дмитрова.

Список литературы:

  • П.С. Казанский «Село Новоспасское»: М. 1847 г.
  • «Спасо-Влахерский общежительный женский монастырь»: М. 1894 г. Цензор: Священник Иоанн Петропавлов.
  • Фонд Спасо-Влахернского монастыря, Опись Спасо-Влахернский монастырь, Дело 346.
  • Меркулова Л.К. Спасо-Влахернский женский монастырь.-М.:Экон-Информ,2005.-80 с.