#МУЗЕЙОНЛАЙН

Виртуальная экспозиция 360′

Экспозиция «История Дмитровского края с древнейших времён до начала XVIII века». 1 зал.

Каждый из нас когда-либо мечтал о путешествии во времени. Сегодня Музей-заповедник «Дмитровский кремль» исполнит ваше желание. Давайте прямо сейчас перенесемся в прошлое Дмитровского края… на 200 миллионов лет назад!

Кто обитал на нашей территории до появления здесь человека, как жили и охотились первые люди – на эти вопросы ответит наша виртуальная экспозиция «Дмитровский край в древнейшую эпоху», расположенная в здании бывшего Казначейства на территории Дмитровского кремля.

Панорама №1, зал «Археологии» Дмитровский край в древнейшую эпоху

Путешествия во времени – самые желанные и самые нереальные из всех путешествий. Но сегодня Ваше желание осуществится виртуально и мы поможем вам погрузиться в далёкое прошлое нашего Дмитровского края. Первый зал экспозиции «Дмитровский край с древнейших времён до начала XVIII века», расположенной в здании бывшего Казначейства на территории Дмитровского кремля, как раз и посвящён нашей самой древней истории…

Начнём мы со свидетелей событий, происходивших у нас 200 миллионов лет назад. В первой горизонтальной витрине прямо перед Вами окаменевшие останки и следы обитателей нашего региона в ту пору, когда на этом месте было море, в котором жили аммониты — вымершие головоногие моллюски, окаменевшие отпечатки и фрагменты раковин которых до сих пор находят при проведении земляных работ. А в той же витрине по центру знакомые многим с детства странной формы камешки, именуемые в народе «чёртовы пальцы» — по-научному белемниты. Это окаменевшие останки древних морских существ, походивших на современных кальмаров. Повернувшись правее, мы попадём в более близкую к нам эпоху, когда территория Дмитровского края заселяется людьми. От периода палеолита и неолита сохранились разнообразные орудия труда, изготавливаемые из камня – топоры, проколки, скребки. Но наиболее важным и знаковым является представленная в третьей витрине роговая мотыга – свидетельство начала обработки земли нашими предками.

Ещё правее, на подиуме, создана реконструкция стоянки древних жителей Дмитровского края, в которой особое внимание притягивают фрагменты бивней мамонтов, населявших нашу территорию 20 – 10 тысяч лет назад.

Сделав ещё один поворот направо, мы попадём в эпоху развитого неолита, которая знаменуется началом изготовления и использования керамической посуды, в которой люди начинают приготавливать пищу. Керамические изделия того времени имеют округлое или заострённое дно и характерный для льяловцев ямочно-гребенчатый орнамент – как и глиняный сосуд, расположенный в вертикальной витрине. Форма дна обусловлена тем, что сосуды для приготовления пищи устанавливали между камней, окружавших кострище, а орнамент, скорее всего, имел некое ритуальное, обережное значение.

В эпоху бронзы (сплав меди и олова) на нашу территорию с запада проникли племена фатьяновской археологической культуры, и повернувшись ещё правее, во второй вертикальной витрине, мы сможем увидеть немалое количество типичных для народа той эпохи – фатьяновцев —  топоров-молотов из диорита, очень твёрдого минерала, обрабатываемого методом шлифовки. Используя мокрый песок в качестве абразива, фатьяновцы делали в топорах круглое отверстие для деревянной ручки, а на некоторых каменных изделиях даже имитировали литейный шов. Видимо, эти племена были знакомы с металлообработкой, но не одного изделия из бронзы той эпохи на территории Дмитровского края не обнаружено.


Онлайн экскурсия. «Перемиловская высота»

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» представляет онлайн-экскурсию «Перемиловская высота».

Живописная возвышенность у города Яхрома, носящая название «Перемиловская высота», завораживает своими видами. Здесь, на самой высокой точке холма, находится фигура бронзового солдата с автоматом над головой. Он, стоящий на высоком гранитном пьедестале, словно готовый броситься в атаку, поражает своей величественностью.

Этот мемориал служит воспоминанием тех страшных событий, которые развернулись здесь более 70 лет назад и стали переломными в Великой Отечественной войне.

Об ожесточенных боях на Перемиловской высоте, о подвиге бойцов Красной Армии, о героизме простых советских солдат расскажет наше следующее видео:


Виртуальная экспозиция 360′

Выставка «Слово глазами художника»

Как приятно взять в руки книгу, наполненную не только увлекательным текстовым содержанием, но и красочными иллюстрациями. Книжная иллюстрация по своей природе уникальна и как особый вид изобразительного искусства оказывает огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира. В ней текст и его художественное воплощение сливаются воедино, открывая новые грани друг друга.

Как известно, иллюстрация — это основа книжной графики, которая может иметь также и самостоятельное художественное значение. Художник-графист становится соавтором книги, «оживляет» образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, быт, окружение героев книги.

Виртуальная экспозиция «Слово глазами художника» в здании «Дворянского собрания» Музея-заповедника «Дмитровский кремль» познакомит вас с книжной графикой и иллюстрациями дмитровских художников к произведениям многих известных писателей и поэтов. Здесь представлены не только иллюстрации к книгам, но и графические листы, которые имеют самостоятельное значение.

Панорама №1

Витрина прямо перед Вами посвящена работам нашего земляка, художника Ивана Александровича Костылева (1906 – 1973),  уроженца села Бунятино Дмитровского уезда. Особого внимания достойны образцы орнаментов, представленных как на бумаге, так и на многочисленных деревянных и пластиковых матрицах. Интересно, что художник, так и не получивший профессионального художественного образования, считался одним из лучших знатоков и мастеров орнамента народов СССР. В этой же витрине – самодельный альбом с образцами орнаментов и шрифтов, оформленный дочерью художника. Неизгладимое впечатление оставляют расположенные на стенке витрины работы из цикла иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — эскизы, выполненные маслом и гуашью на холсте и картоне, и альбом-макет книги. Они ещё более ценны тем, что, к большому сожалению, подготовленные в 1949 году, в издание книги они так и не вошли.

Повернувшись направо, в следующей большой вертикальной витрине мы видим работы другого нашего талантливого земляка, художника-иллюстратора Василия Степановича Баюскина (1898 — 1952). Он родился  в селе Синьково Дмитровского уезда, учился в художественной школе при типографии Товарищества И.Д. Сытина у С.В. Герасимова, в ВХУТЕМАСе у С.В. Малютина. Состоял в Объединении художников книги, большую часть жизни прожил в Москве. Особый интерес представляет книга П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», выпущенная в 1948 году, полностью, включая суперобложку, проиллюстрированная Баюскиным. Присмотревшись, кто-то из Вас наверняка узнает одну из самых любимых книг своего детства!  Здесь же представлена работа художника периода Великой Отечественной войны – рисунок «Проводы кавалериста».

Развернувшись налево, к противоположенной стене, мы с Вами сможем познакомиться с творчеством известного художника-графика Вацлава Болеславовича Зелинского. Родившийся на территории Украины, он более 30 лет жил и работал на Дмитровской земле.  За свою долгую творческую жизнь Зелинский много сделал в области плакатной и книжной графики, его произведения хранятся во многих музеях нашей страны и зарубежья. В витрине, а также на планшете слева, можно видеть три графических листа из цикла «Посвящение Гоголю», выполненные в технике линогравюры. Это не иллюстрации к произведениям писателя, а оригинальный взгляд художника на жизнь и творчество Николая Васильевича и созданный им художественный мир. На полках в витрине иллюстрированные Зелинским книги дмитровского писателя и поэта Юрия Чернова, с которым на протяжении многих лет дружил художник. В этой же витрине уникальный экспонат – большое металлическое колесо – часть станка для создания офортов – профессиональный инструмент художника-графика.


Знаменитые люди в истории Дмитрова. Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов – это не только самый знаменитый русский полководец, но и один из известнейших военачальников во всем мире. Его яркая, выдающаяся личность оставила огромный след в отечественной истории и это не случайно, ведь за всю свою военную карьеру Александр Васильевич не потерпел ни одного поражения.

Каким он был вне поля боя и как была связана его жизнь с Дмитровом, расскажет наше следующее видео из рубрики «Знаменитые люди Дмитровского края».


Виртуальная экспозиция 360′

Экспозиция «Художественные коллекции»

В экспозиции «Художественные коллекции» на территории Дмитровского кремля представлены самые значимые им уникальные произведения церковного и светского искусства из собрания нашего Музея. Знакомство с ними мы начнём с зала, имеющего очень говорящее название – «Хрупкое чудо», ведь основными экспонатами здесь являются изделия из фарфора, фаянса и стекла!

Панорама №1 и №2

Прямо перед Вами – «уголок Китая», и это не случайно, так как именно в Китае, в 620 году впервые был получен фарфор. Интерес к фарфору в Европе и появление первых европейских фарфоровых производств привело к появлению особого стиля, получившего название «шинуазри» (от chinoiserie, с французского «китайщина»), который быстро распространился по всей Европе. За стеклянной выгородкой почётное место занимает мебель из усадьбы Ольгово XIX века, выполненная в этом стиле — комод и ширма с изображением людей, гор, животных и мифических существ, а также стилизованных китайских иероглифов. Если повернуться направо, то в витрине увидеть интересную фарфоровую скульптуру, так называемый «китайский болванчик» — это небольшая фигурка сидящего пожилого китайца, покачивающего головой. Китайский болванчик был непременным украшением интерьера салона знатной дамы XVIII века. А слева в вертикальной витрине – изделия западноевропейских заводов. В 1710 году в Германии, в городе Мейсене, был раскрыт  секрет изготовления фарфора. Полученный фарфор по своим характеристикам был схож с китайским фарфором. На верхней полке наиболее интересный образец мейсенского фарфора – скульптура «Трубач на коне», здесь же  тарелки, супницы, рюмочная передача, украшенные рельефным декором в виде цветочных гирлянд, букетов из желтых роз, красных, фиолетовых и синих цветов. По фигурным краям проходит золотая обводка, заходящая на борт фестончатым краем. Ещё левее, в следующей витрине, представлены изделия из стекла: бокалы, тожественные кубки, вазы. Художественное стеклоделие является одним из самых древних видов декоративного искусства. Подписным и датированным предметом в экспозиции является штоф зеленого цвета Степана Федоровича Апраксина, изготовленный в 1742 г. и украшенный полихромной росписью в виде растительного орнамента. На штофе сохранилась надпись: «СЕI СОСУДЪ ЕГО ПРЕВОСХОДСТВА ГДНА ГЕНЕРАЛА СТЕПАНА ФЕДОРОВIЧА ОПРАКСIНА»

Не менее интересным являются предметы из цветного стекла. Перед вами в этой же витрине два бокала для минеральной воды. У этих стаканов толстые стенки и тяжелое основание. Бесцветное тулово оформлено рельефными медальонами цветного стекла с местными достопримечательностями и инициалами Екатерины Апраксиной. Подобные стаканы широко использовались в многочисленных немецких городах с минеральными источниками.

На стене, между витринами представлен портрет Екатерины II работы русского художника-живописца Федора Ивановича Игина (1816-1860 гг.), выполненный в 1854 г. Портрет является фрагментном с работы известного датского художника Виргилиуса Эриксена (1722-1782 гг.) «Портрет Екатерины II перед зеркалом» 1762-1764 гг., хранящийся в настоящее время в Эрмитаже.

К концу XVIII в. фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати. В большие фарфоровые сервизы входило множество предметов с одинаковым декором обязательной принадлежностью сервиза были рюмочные и бутылочные передачи. В витрине представлена великолепная пара таких предметов, изготовленные в конце XVIII века на фарфоровом заводе Ф. Гарднера.  Рюмочная и бутылочная передачи представляют собой овальную чашу с фестончатым краем, загнутым вовнутрь. Тулово украшено красивыми сочными цветами. По бокам две небольшие ручки.  На протяжении всего времени завод считался лучшим из частных заводов России. На нем вырабатывались всевозможные фарфоровые изделия, а середины 40-х гг. XIX в. – высший сорт фаянса, так называемый опак, или непрозрачный фарфор.

В конце зала за стеклянной перегородкой представлен западноевропейский интерьер – буфет XVII в. Италия. Использовался для хранения столовой посуды, серебра, скатертей, полотенец.  Лицевая сторона шкафа представлена, как фасад здания – с резными колоннами, фризом и карнизом. Полуколонны с капителями ионического и коринфского ордера. Ручки на дверцах литые в виде женской и мужской фигуры. Перед шкафом вы можете увидеть табурет-пуф «Обезьянка» XIX в., Западная Европа. В углу на подиуме представлена ваза XVII в., украшенная специфическим орнаментом (горотеском), в котором сочетаются реальные и фантастические мотивы. Работа итальянских мастеров.

Интерьер дополнен изделиями российских мастеров: стол письменный конца XIX в., стул XIX в. На стене – два медных блюда с изображением Генриха IV и Маргариты Валуа XIX в.


Знаменитые люди в истории Дмитрова. Пётр Яковлевич Чаадаев

Сегодня мы расскажем о личности Петра Яковлевича Чаадаева – одного из наиболее выдающихся русских мыслителей XIX века, чьи труды оказали огромное влияние на развитие отечественной философской мысли.

Как связано имя этого знаменитого философа и публициста с Дмитровским краем, расскажет наше следующее видео:


Виртуальная экспозиция 360′

Зал №9. Расцвет и закат Советской эпохи

Наше следующее путешествие по Музейным экспозициям особое – оно посвящено самому близкому к нам прошлому, которое, так или иначе, сохранилось в памяти у большинства жителей нашей страны – с послевоенных времён до 1991 года – расцвет и закат Советской эпохи. Не стесняйтесь и подходите поближе – вглядитесь в те предметы, которые совсем недавно были неотъемлемой частью жизни нашего народа, в лица людей на фотографиях – вдруг Вы узнаете себя, или своих близких!

Панорама №1 зал №9

Прямо перед Вами – изделия многочисленных фабрик и заводов, на которых плодотворно трудились жители нашего Дмитровского края. И в первую очередь – детские курточки и комбинезоны швейного объединения «Юность», головное предприятие которого располагалась в самом центре Дмитрова, у северо-западной части Дмитровского кремля. Фирма «Юность» была основана в 1962 году и на протяжении десятилетий являлась лидером в производстве детской и юношеской верхней одежды в СССР. Изделия фирмы «Юность» носили не только в нашей стране, они поставлялись и в дружественные нам социалистические страны. Если взглянуть чуть левее, то увидим вязаные варежки, шапочки и шарфики — изделия Дмитровской трикотажно-перчаточной фабрики, основанной в 1934 году. В суровые годы Великой Отечественной войны фабрика выпускала для фронта двупалые варежки. В послевоенные годы фабрика специализируется на выпуске носков, перчаток, варежек для детей и взрослых, в том числе и на представленных в экспозиции детских комплектах шапка-шарфик. А рядышком узнаваемые  игрушки, в широком ассортименте выпускавшиеся на одном из старейших уникальных предприятий на территории Дмитровского края – Астрецовской фабрики металлической игрушки. Это производство на уровне семейного промысла было основано Петром Талаевым ещё в средине XIX века, а в 1960-1980-х годах Астрецовская фабрика была одним из крупнейших в Советском Союзе производителей металлической игрушки. А вот в правой части той же витрины, на подиуме выделяются великолепные сюжетные фарфоровые скульптуры Дмитровского фарфорового завода – так в советскую эпоху назывался Гарднеровская мануфактура в Вербилках – первое частновладельческое фарфоровое предприятие в России, основанное в 1754 году. А ещё правее, на противоположенной стене, притягивает внимание целый бытовой комплекс – «Советская деревня», — очень знакомый для жителей Дмитровского края, ибо наш район традиционно славился своим развитым сельским хозяйством. Непременным атрибутом обстановки деревенского дома является умывальник (рукомойник) и таз – предки централизованного водоснабжения, наверняка живущие ещё в деревнях и на дачах.

Панорама №2 зал №9

Продолжаем путешествие в наше советское прошлое, и обстановка деревенского дома сменяется внутренним убранством городской квартиры эпохи развитого социализма. Правее – типичная гостиная с ковром на полу (многие его же вешали на стену), с застеклённым книжным шкафом и сервантом (румынского производства, доступны были, увы, не каждому), на котором – ну-ка, ну-ка – узнаваемая с первого взгляда фарфоровая скульптура «Хозяйка медной горы», созданная на Дмитровском фарфоровом заводе. А повернувшись левее мы попадём в типичную советскую кухню с посудой того же Дмитровского фарфорового завода и банками для круп Астрецовской фабрики металлической игрушки. А висящая на ручке «вечного» холодильника «Мир», которые с 1959 года  производились на «Заводе имени Серго» (входившего в систему военно-промышленного комплекса СССР) в г. Зеленодольск в Татарстане, плетёная сумка-авоська – непременный спутник походов в магазин всех жителей Советского Союза. Если повернуться ещё правее – в противоположенном углу символ и непременный атрибут советской эпохи – красный уголок, существовавший на всех предприятиях и во всех учреждениях нашей Родины. Здесь находились обязательные с точки зрения политического просвещения бюст В.И. Ленина и свидетельства достижений того или иного предприятия – вымпелы, красные знамёна передовиков производства. Жители Дмитровского края обоснованно гордилась своими передовыми предприятиями и достижениями, так же, как гордятся до сих пор знаменитыми уроженцами Дмитровской земли. Если повернуться ещё правее, то в решетчатой пристенной витрине можно увидеть настоящие раритеты – хоккейную клюшку и форменный свитер выдающегося хоккеиста Владислава Третьяка – уроженца села Орудьево, находящегося в 10 км к северу от Дмитрова. Эти экспонаты с автографами были несколько лет назад лично подарены Музею нашим знаменитым земляком.


Виртуальная экспозиция 360′

Выставка «Искусство Жостово»

Жостовская роспись — яркое и самобытное явление русского народного искусства, известное во всем мире. Классический всем известный мотив росписи — яркий цветочный букет на черном фоне жестяного подноса. Каждый поднос — оригинальное, самостоятельное произведение.

Воображение умельцев Жостовского промысла поражает своим богатством – здесь не бывает повторений — каждый букет, гирлянда или венок выполнены вручную, и потому уникальны. Оценить всю красоту работ этих удивительных мастеров вы можете на онлайн-выставке жостовских подносов из частной мастерской Седовых-Доронченковых в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

На выставке центром внимания станут работы частной мастерской Седовых – Доронченковых, в третьем поколении производящие металлические подносы с авторской живописью ведущих мастеров Жостово. Прадеды Седовых стояли у истоков зарождения промысла русской лаковой миниатюры, а также создавали артели по производству и росписи металлических подносов. Семейные традиции, высококачественные краски и лаки, секреты и особенности ручной работы, которые передаются из поколения в поколение, отличает подносы мастерской и выделяет их среди других произведений.

На выставке представлены работы и других известных современных мастеров. Хитров Виктор Александрович является мастером Жостовского промысла уже более 40 лет. Яркие, наливные гроздья рябины сразу притягивают взор зрителя. Изящно раскинувшись по полю подноса, ягоды горят огнями на темном фоне, создавая притягательный контраст ярких и темных цветов. Сочные соцветия ягод и фантастические птицы придают произведениям автора исключительность и неповторимость, представляя собой поистине эксклюзивное явление в Жостовской росписи.

Авторские произведения Демидовой Натальи Васильевны, являющейся мастером — орнаменталистом декоративной росписи с 1985 года, всегда можно отличить от других работ по характеру декоративных решений, отличающихся большим разнообразием. Поиск новых выразительных средств в росписи орнамента (ввод плотных красок, нестандартных элементов) позволяет создавать уникальные творческие произведения, выполненные в характерной для неё манере письма.

Для произведений Сизовой Людмилы Евгеньевны свойственна техника плотного и сквозного письма, а любимая тема, используемая на подносах — ирисы и птицы.

Художники мастерской Седовых-Доронченковых поддерживают традиции уникального наследия жостовского письма, бережно передавая старые традиции новому поколению.


Онлайн экскурсия. Дмитровский кремль

Музей-заповедник приглашает вас прогуляться по территории «Дмитровского кремля», не выходя из дома!

Вы узнаете об истории возникновения земляного вала — уникального памятника оборонного зодчества XII-XVI вв., познакомитесь с уникальным архитектурным ансамблем, включающим в себя комплекс построек тюремного замка XIX в. и Успенский кафедральный собор.


Виртуальная экспозиция 360′

Музейно-выставочный комплекс, 3 зал — Усадебная дворянская культура

Удивительная этнографическая коллекция, представленная здесь, посвящена жизни и быту самого многочисленного сословия в Российской Империи – крестьянству. При всей кажущейся простоте и незамысловатости жизненного уклада, именно крестьянский быт воплощал в себе многовековые традиции нашего народа.

Прямо перед Вами – один из самых любимых посетителями Музея экспонат – подлинная «курная» изба из с. Сысоево Дмитровского уезда. Она была построена в 1882 г. крестьянином Иваном Репиным для своей дочери Анисьи, не имевшей собственной семьи (бобылки) и в настоящий момент является единственной, сохранившейся с XIX века на территории Подмосковья! При строительстве использовалась древесина ели и сосны (самый распространённый в нашей местности материал), а крыша крыта соломой. Основная особенность курной избы – отсутствие трубы у печи, в связи с чем весь дым от топки шёл непосредственно в жилое помещение, на всех поверхностях оседала сажа и такая изба ещё называлась «чёрной». Помещение проветривали, приоткрывая дверь и небольшие прямоугольные волоковые окошки, которые мы видим на боковой стене избы.

Чуть правее, на решетчатой витрине, на самом верху по центру – уникальное свидетельство сохранения древних традиций – деревянная фигурка Боглаза – куриного бога. Вплоть до начала XX века во дворах у крестьян принято было помещать куриных богов – обереги, призванные защищать домашнюю скотину и птицу от болезней и сглаза. Чаще всего это были камешки с дырочками, прохудившиеся лапти на палке, корзинка без дна. А в 1929 году в деревне Муханки Дмитровского уезда этнографическая экспедиция Музея обнаружила антропоморфную фигурку, называемую Боглазом. Подобное свидетельство сохранения языческих традиций у русских крестьян в XIX веке является настоящим раритетом. Повернувшись ещё правее, на наклонном подиуме Вы увидите типичную и необходимую для крестьян нашей местности «лодку с набои» — однодревную в основе лодку, дополненную бортовыми досками. Нашим предкам удобно было варьировать размеры лодки в зависимости от того, какой груз на них нужно перевозить.

Справа от Вас, на противоположенной от лодки стене на подиуме многочисленные приспособления для крестьянского рукоделия. Обращает на себя внимание мотовило «баран» – приспособление для сматывания шерстяной пряжи в мотки, бытовавшее на территории Московской и Тульской губерний. А далее – вид на экспозицию, посвящённую городской купеческой жизни, но это уже наша следующая история…


Знаменитые люди в истории Дмитрова. Братья Васнецовы

Историю русской живописи невозможно представить без таких имен, как Виктор Михайлович и Апполинарий Михайлович Васнецовы. Эти известные всему миру художники оставили немалый след в мировом искусстве.

Но не все знают, что окрестности Дмитрова сыграли свою роль в жизни братьев Васнецовых. Как связаны имена этих выдающихся личностей с Дмитровским краем, расскажет наше следующее видео.


Виртуальная экспозиция 360′

Музейно-выставочный комплекс, 2 зал — Усадебная дворянская культура

Тема дворянского быта и культуры XVIII – XIX веков продолжается во втором зале постоянной экспозиции Музейно-выставочного комплекса. Именно здесь представлены предметы богатейшей усадьбы на территории Дмитровского края – имения Ольгово. Семейная история и традиции, увлечения и предпочтения нескольких поколений дворян Апраксиных – всё это представлено в экспозиции через уникальные предметы из их Подмосковной усадьбы.

Тема дворянского быта и культуры XVIII – XIX веков продолжается во втором зале постоянной экспозиции Музейно-выставочного комплекса. Именно здесь представлены предметы богатейшей усадьбы на территории Дмитровского края – имения Ольгово. Семейная история и традиции, увлечения и предпочтения нескольких поколений дворян Апраксиных – всё это представлено в экспозиции через уникальные предметы их Подмосковной усадьбы.

Прямо перед Вами за стеклянной выгородкой представлена часть мебельного гарнитура: диван и стулья конца XVIII века, изготовленные по заказу Апраксиных отечественными мастерами по западноевропейским эскизам. Особенный эффект создаёт шпон из карельской берёзы и покрытая позолотой затейливая резьба с элементами анималистики и египетскими мотивами, обращает на себя внимание  и мастерская вышивка цветными шерстяными нитями. Гарнитур является уникальным, к сожалению большая его часть в средине XX века была передана в другие, в том числе и Подмосковные, музеи.

Если Вы повернётесь правее, то Ваш взгляд обязательно задержится на полуоткрытом ломберном столике необычной пятигранной формы. Такие столы использовались дворянами в XVIII – XIX веках для занимательного времяпрепровождения – карточных игр. По одной из популярных в то время игр – «ломберу», игральные столики  и получили своё название. Пятигранная форма стола объясняется тем, что классический ломбер предполагал участие до 5 игроков. За этим роскошным, декорированным наборным деревом и покрытым зелёным сукном столиком игрывала знаменитая «Пиковая дама» — Наталья Петровна Голицына, так как её дочь, Екатерина Владимировна, была замужем за хозяином Ольгово — Степаном Степановичем Апраксиным.

Повернувшись ещё правее, Вы сможете увидеть богато украшенную мишурной бахромой и тесьмой попону элемент конского снаряжения, используемый Апраксиными для торжественных выездов на охоту.  По всему периметру попоны проходит гобеленовая цветочная кайма, а в центральном гобеленовом цветочном овале вензель «С.А.» — Степан Апраксин, увенчанный дворянской короной.

Если развернуться налево, к противоположенной стене, то можно оказаться в знаменитом театре Апраксиных. В Ольгово был специальный театральный флигель, который украшали щитодержатели – резные деревянные фигуры, изображающие воинов. Между ними театральные доспехи – уникальное свидетельство ставившихся в конце XVIII – начале XIX веков спектаклей в любительском театре Апраксиных и увлечением рыцарской игры, носившей название «Карусель». Подобного комплекта доспехов не сохранилось более ни в одном музее нашей страны! А ещё левее, практически перед Вами на низеньком подиуме – уникальный музыкальный инструмент – хаммерклавир, созданный на английской фабрике «Бротвуд и сыновья» в 1807 году. Подобные инструменты называют предками роялей. Однако хаммерклавир миниатюрнее и изящнее, а находящиеся в нём тонкие стальные струны одной толщины, расположены по три в ряд и различное звучание достигается за счет их разной длиной.


Онлайн экскурсия

Экспозиция здания «Археология»

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» снова приглашает Вас в путешествие во времени! В этот раз мы станем свидетелями возникновения города Дмитрова, его развития как военного, ремесленного и торгового центра, познакомимся с некоторыми ньюансами политической истории средневековой России, поговорим и культуре и традициях наших предков!


Виртуальная экспозиция 360′

Музейно-выставочный комплекс, 1 зал — Усадебная дворянская культура

Зал №1 постоянной экспозиции Музейно-выставочного комплекса раскрывает одну из самых значимых страниц истории Дмитровского края — эпоху расцвета дворянской культуры и дворянских усадеб. Здесь можно познакомиться с удивительными личностями, сыгравшими значительную роль в истории нашей страны и подлинными, уникальными произведениями искусства, предметами вооружения и непременными элементами домашнего быта элиты Российского общества XVIII– XIX веков.

Первая часть зала

Первый зал постоянной экспозиции Музейно-выставочного комплекса посвящён наиболее значительным дворянским родам, связанным с историей нашего Дмитровского края, владельцам самых известных имений в 18-19 веках. Войдя в зал, Вы тут-же обращаете внимание на уникальные мраморные и алебастровые скульптуры, некогда украшавшие дома и парки дворянских усадеб. Наибольшие эмоции вызывает созданная итальянским мастером Риккардо Гриффони в 1868 году скульптурная композиция «UN PRIMO DOLORE» — «Первая скорбь» — мальчик, держащий в руке мёртвую птичку. Трогательная фигурка мальчика и его неподдельная печаль никого не оставит равнодушным. Эта скульптура попала в наш Музей из усадьбы Никольское-Горушки, принадлежавшей в 19 – начале 20 веков графам Олсуфьевым. Сохранилась семейная история, согласно которой это произведение было заказано Олсуфьевыми в качестве надгробия на могилу своего трагически погибшего сына. Повернувшись налево, Вы видите портреты и фотографии некоторых из владельцев усадьбы Никольское-Горушки, из которых особого внимания заслуживает овальный портрет графини Елизаветы Адамовны Олсуфьевой, написанный известным художником, реставратором и историком искусств Петром Ивановичем Нерадовским.

А ещё левее, на фоне, изображающем подлинный вид усадебного парка самой богатой и знаменитой усадьбы на территории Дмитровского уезда 18 – начала 20 веков – имения Ольгово, два флорентийских складных стула и столик (из усадьбы Олсуфьевых), которые в тёплое время года выносили на веранду или в сад, а также прогулочная трость с плетёным откидным сиденьем, которую брали с собой, отправляясь в дальние прогулки по парку.

Именно из Ольговского имения, на протяжении более чем 250 лет принадлежавшей знаменитому и богатейшему дворянскому роду Апраксиных, поступила в Дмитровский музей большая часть наиболее ценных произведений искусства.  Повернувшись ещё левее, на акварельных рисунках 19 века Вы сможете увидеть, как выглядел усадебный дом Апраксиных, построенный по проекту знаменитого итальянского архитектора Франческо Компарези. А ниже – подлинный фрагмент этого дома – деревянная капитель колонны, украшавшей парадный вход в Апраксинский дворец.

В правой части зала можно познакомится с владельцами других усадеб, располагавшихся на территории Дмитровского уезда, в частности – дворянами Норовыми, владевшими усадьбой Надеждино. В экспозиции представлена целая череда портретов, из которых особое внимание обращает на себя портрет молодого человека в военном мундире и эполетах — Василия Сергеевича Норова – выпускника пажеского Его Императорского Величества корпуса, находившегося в 1826 году под следствием по делу декабристов. Несмотря на то, что участия в восстании на Сенатской площади он не принимал, был осуждён на 15 лет каторги, заменённой ссылкой на Кавказ.

Вторая часть зала

Вторая часть зала, посвящённого российскому дворянству, позволяет нам познакомиться с военными традициями высшего сословия Российской Империи. Прямо, на фоне одной из батальных сцен войны с Наполеоном – предметы военной экипировки эпохи Александра I, особое внимание обращают на себя находящаася в небольшой горизонтальной витрине пара богато расшитых позолоченным позументом ольстеров первой четверти XIX века – кавалерийских седельных сумок для пистолетов, по сути прототипов современной кобуры, с вышитыми по центру вензелями Императора Александра I. Повернувшись налево, мы окажемся в портретной галерее усадьбы Ольгово, представляющей часть живописной коллекции дворянского рода Апраксиных. Многие из изображённых на портретах – герои Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов. Среди них в верхнем ряду, третий справа – узнаваемый портрет фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, назначенного главнокомандующим русской армией в критический момент Отечественной войны, полководческий талант и мудрость которого помогли победить Наполеона. После войны подобные живописные портреты Кутузова заказывали для своих собраний многие богатые дворяне.

Доблесть и традиции русской армии, победившей Наполеоновскую армаду, зарождались и закалялись в веке XVIII, поэтому, развернувшись направо, к противоположенной стене, Вы видите один из уникальнейших экспонатов – Парадный портрет генерал-фельдмаршала Степана Фёдоровича Апраксина, главнокомандующего русской армией в Семилетней войне 1756-1763 годов. Под его руководством наши войска одержали победу над прусской армией в сражении при Гросс-Егерсдорфе. Он был первым владельцем усадьбы Ольгово из рода Апраксиных, откуда и попал в наш Музей этот портрет в 1928 году. Портрет написан неизвестным художником в конце XVIII века и поступил в Музей в плохой сохранности, что не давало возможности экспонировать его в течении нескольких десятилетий. В результате сложного двухлетнего реставрационного процесса в прошлом году этот не имеющий аналогов экспонат стал подлинным украшением экспозиции. Если развернуться вправо, то можно увидеть восковую фигуру самого выдающегося русского военачальника Александра Васильевича Суворова, облачённого в реконструкцию военного мундира с наградами. А ещё правее – фото портрета А.В. Сувороваодного из немногих прижизненных портретов, ценнейшего экспоната музейного собрания, находящегося сейчас на выставке, посвящённой 90-летию Московской области в Музее «Новый Иерусалим». Этот портрет тоже поступил в Музей из усадьбы Ольгово. Один из владельцев усадьбы, С.С. Апраксин, был сподвижником и почитателем  А. В. Суворова, по этому долгое время портрет располагался на почётном месте — над парадной лестницей в Большом усадебном доме. Опустив взгляд вниз, Вы увидите участницу одного из самых знаменитых военных походов русской армии под командованием Суворова – Заграничного похода 1799 года в Италии и Швейцарии – сигнальную пушку, принадлежавшую одному из участников похода Н.П. Поливанову, владельцу усадьбы Даниловское Дмитровского уезда. Его потомки бережно хранили эту пушку, а в 1918 году передали её в Музей. Подобные сигнальные (вестовые) пушки использовались в XVIII веке в военных действиях для подачи условного сигнала войскам.


Виртуальная выставка одного экспоната

Святыня рода Головиных

Коллекция древнерусского искусства в музее-заповеднике «Дмитровский кремль» начала складываться в 1920-30-х гг. XX в. Источниками поступления служили закрывающиеся монастыри, церкви и  дворянские усадьбы. Основную и наиболее интересную часть коллекции составляют предметы, поступившие в музей в 1935 году из Спасо-Влахернского монастыря п. Деденево (с. Ново-Спасское). Среди них особого внимания заслуживают так называемые «подписные» иконы, имеющие с обратной стороны надпись о том, кому именно из рода Головиных они принадлежали (с упоминанием исторических событий из жизни  хозяев). 

Продолжение…


Виртуальная выставка одного экспоната

Изображения древних прорицательниц

Продолжая знакомить Вас с удивительными экспонатами из фондов музея-заповедника «Дмитровский кремль», я хотела бы рассказать Вам о необычных произведениях изобразительного искусства, мимо которых нельзя пройти. Перед вами загадочные персонажи – пророчицы Сивиллы, чьи имена дошли до нас из античной истории.   Сивиллы — это странствующие прорицательницы, наделенных даром предвидеть будущее и открывать людям волю богов. Девы, которые были способные видеть сквозь тьму веков, обладали страшным даром неотвратимости сказанного. Предания гласят, что они жили невероятно долго – по 1 000 лет, оставляя после себя «прогнозы», способные удивлять людей будущего… И что самое интересное, этих пророчиц-язычниц признает христианская традиция.

Продолжение…


Онлайн мастер-класс. «Солнечный конь»

Кукла-оберег «солнечный конь» олицетворяет весеннее солнце. Ее было принято дарить любимому мужчине для привлечения успеха, счастья и достатка, а также для помощи в решении трудных жизненных задач. Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» расскажет вам, как изготовить этот оберег своими руками. Об этом наше следующее видео:


Онлайн-рубрика «А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…?»

Выпуск №5

А ВЫ ЗНАЛИ, …что Александровская или Соборная часовня была сооружена в 1868 г. на средства, собранные горожанами? В память какого события она выла возведена, вы узнаете в нашем следующем видео.


Онлайн мастер-класс. Роспись по ткани (на футболке)

Уникально расписанная одежда — это всегда стильно. А что, если вы сами создадите свой собственный рисунок? Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» покажет вам, как создать неповторимую роспись своими руками.


Онлайн-рубрика «А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…?»

Выпуск №4

А ВЫ ЗНАЛИ, …что улица Кропоткинская до революции была самой прямой и длинной в городе? Как ее называли до начала XX века и кем она была заселена, вы узнаете в нашем следующем видео.


Онлайн экспедиция в деревню Пуриха.

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» представляет вашему вниманию ОНЛАЙН ЭКСПЕДИЦИЮ в деревню Пуриха.

Автор Ульяна Гурцова
Старший научный сотрудник


Онлайн-рубрика «А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…?»

Выпуск №3

А ВЫ ЗНАЛИ, …что первые стоянки древнего человека на территории Дмитровского района появились уже в эпоху позднего мезолита, т.е. в середине каменного века? А в дальнейшем наш край в разное время был заселен племенами фатьяновцев, финно-угров, вятичей и кривичей!

О заселении района представителями разных племен позволяют судить разнообразные археологические находки. Археологическая коллекция музея-заповедника «Дмитровский кремль» рассказывает о древнейшей истории нашего края, о периоде становления и расцвета города, о польско-литовском разорении, о реформах петровского времени.

Как формировалась эта удивительная коллекция, расскажет наше следующее видео:


Итоги онлайн-викторины по теме  «Владыка Серафим (Звездинский) в Дмитрове»

В Музее-заповеднике  «Дмитровский кремль»  подведены итоги онлайн-викторины по теме  «Владыка Серафим (Звездинский) в Дмитрове», которая проходила с 25 марта по 3 апреля.

За активное участие благодарим Елену Савелову и Наталью Шадрухину!

Победителем викторины стала Елена Савелова, правильно ответившая на все вопросы!

Получить приз можно будет как только музей вернётся к обычному режиму работы. Информация об этом будет размещена дополнительно.

Благодарим всех за участие и  положительные отзывы и надеемся, что новый дистанционный  формат работы музея станет востребованным среди широкой аудитории дмитровчан!


Люди России. Петр Алексеевич Кропоткин

Одной из самых выдающихся фигур XX века по праву можно считать Петра Алексеевича Кропоткина. Учёный, революционер, философ — личность Кропоткина удивительно многогранна.

О жизни этого удивительного историка вы узнаете в следующем видео:


Онлайн-рубрика «А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…?»

Выпуск №2

А ВЫ ЗНАЛИ? …что в середине XIX века в Дмитровском уезде начинает развиваться так называемый «камушный промысел», достигший к концу 90-х двадцатого столетия небывалого расцвета. Подробнее о том, что такое «камушное» дело, и где располагалась главная трудовая камушная артель Дмитровской земли, вы узнаете из нашего следующего видео:


Граф Адам Васильевич Олсуфьев

Онлайн-рубрика «Знаменитые люди Дмитровского края»

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» предлагает вам окунуться в мир истории родного края и расскажет вам о знаменитых людях Дмитровской земли в новой онлайн-рубрике «Знаменитые люди Дмитровского края».

Главным героем первого выпуска рубрики стал владелец подмосковной усадьбы Никольское-Горушки — граф Адам Васильевич Олсуфьев (13.02.1833-14.10.1901 гг.) — генерал-лейтенант (1881), генерал-майор Свиты Его Императорского Величества (1868), музыкант-любитель и климатолог.


Онлайн-рубрика «А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО…?»

Выпуск №1

А вы знали, что самый крупный, и по сути, единственный в своем роде промысел кустарной металлической игрушки находился в деревне Астрецово Дмитровского уезда Московской губернии?

В чем заключалась уникальность Астрецовской игрушки вам расскажет наше следующее видео.


Виртуальная выставка одного экспоната

previous arrow
next arrow
Slider

Одной из самых обширных и значимых в художественном и историко-культурном плане фондовых коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль» является коллекция «Фарфор», насчитывающая 1174 единицы основного и научно-вспомогательного фонда. Основную и наиболее интересную часть коллекции составляют предметы, поступившие в музей в 1920-х годах из усадьбы Ольгово, находящейся на территории Дмитровского района. С середины XVIII и до начала XX века эта усадьба принадлежала дворянам Апраксиным. Объекты настоящего исследования также являются частью ольговского собрания.

Читать далее


Виртуальная выставка одного экспоната

Slider

Художественное совершенство иконы Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская), созданное, по преданию, святым евангелистом Лукой в пятнадцатый год по Вознесении Господнем, занимает особое, место в истории православия. Своё название икона получила по месту создания в Гефсимании. Иерусалимский образ считается прижизненным изображением Богородицы, сохранив до наших дней имя Святого Града.

Читать далее


Кукольный хоровод. Онлайн мастер-класс

В глубокой древности у каждой куклы было своё предназначение. «Отдарок на подарок» — так называлась кукла, которой благодарили за подарок, услугу или что-то хорошее. Сделать ее довольно легко.

На нашем онлайн мастер-классе «Кукольный хоровод» вы узнаете тонкости изготовления этой красавицы.


Дмитров — город страж. Онлайн программа

Как одевались древние воины? На этот вопрос вам ответит Музей-заповедник «Дмитровский кремль». Реконструкцию средневековых доспехов и вооружения вы можете увидеть на нашей виртуальной интерактивной программе «Дмитров – город страж».


Онлайн мастер-класс. Батик. Искусство росписи по ткани

Искусство росписи по ткани – батик, издавна известно людям, в него вошли художественные приемы многих техник изобразительного искусства: акварели, пастели, витража, мозаики.

Сегодня, не смотря на развитие технологий массового производства одежды и возможности создания самых разных изображений на ткани с помощью машин, по-прежнему ценится ручная роспись. Почему? Ответ прост – она неповторима!

Как создать свою уникальную роспись по ткани, вы узнаете на нашем онлайн мастер-классе «Батик».


Успенский собор в Дмитрове

Видеолекция


Все сотрудники Музея-заповедника «Дмитровский кремль» очень скучают по своей работе и по нашим гостям. Ульяна Грудцова сочинила и записала для вас стихотворение.

На нашем сайте, на страницах социальных сетей и на канале в YouTube мы будем размещать для вас экскурсии, викторины, мастер-классы и просто интересные факты о музее.

Присоединяйтесь к просмотру, только оставайтесь дома!


Интерактивная программа МУЗЕЙНЫЙ ДОЗОР /3  СЕРИЯ

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» представляет вам третью серию онлайн — версии «Музейного дозора». «Музейный дозор» — игра — квест для тех, кто любит и умеет побеждать, а так же проводить время интересно и с пользой! Ответы на наши вопросы оставляйте в комментариях к публикации. Первый, кто правильно ответит на все три вопроса, получит приз!

Добро пожаловать в #Музейонлайн!

Интерактивная программа МУЗЕЙНЫЙ ДОЗОР /2  СЕРИЯ

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» представляет вам вторую серию онлайн — версии «Музейного дозора».  «Музейный дозор» — игра — квест для тех, кто любит и умеет побеждать, а так же проводить время интересно и с пользой! Ответы на наши вопросы оставляйте в комментариях к публикации. Первый, кто правильно ответит на все три вопроса, получит приз!

Добро пожаловать в #Музейонлайн!

Интерактивная программа МУЗЕЙНЫЙ ДОЗОР /1 СЕРИЯ

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» представляет вам онлайн версию «Музейного дозора». «Музейный дозор» — игра квест для тех, кто любит и умеет побеждать, а так же проводить время интересно и с пользой! Ответы на наши вопросы оставляйте в комментариях к публикации. Первый, кто правильно ответит на все три вопроса, получит приз!

Добро пожаловать в #Музейонлайн!


Интерактивная программа С УКАЗКОЙ В СКАЗКУ

Добро пожаловать в этнографическую экспозицию Дмитровского края. В игровой форме наш необычный экскурсовод – Баба Яга – покажет вам избушку на курьих ножках, ступу, кадушку с молодильными яблоками и загадает загадки.


Дмитровский край с древнейших времен до XVIII века

Видеолекция часть 1

Дмитровский край с древнейших времен до XVIII века

Видеолекция часть 2


Онлайн экскурсия по выставке «БездЪлюшки»

Предметы-загадки усадебной жизни из частной коллекции Елены Лаврентьевой. На выставке представлены следующие разделы: «Кухонная утварь», «Столовые приборы», «Винная карта», «Чаепитие», «Карточная игра», «Письменные принадлежности», «Домашняя медицина», «Женские рукоделия», «Мужские аксессуары», «Дамские игрушки», «Чудесная туфелька».


Онлайн версия выставки «Небесные защитники воинства»

На выставке представлены наиболее значимые, с художественной точки зрения, редкие и уникальные предметы, входящие в фондовые коллекции «Музея-заповедника «Дмитровский кремль»


Первый детский фестиваль исполнителей духовной музыки «Птички певуньи»

26 августа 2019 года в рамках празднования дня прославления сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского и Собора новомучеников и исповедников Дмитровских МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» и Дмитровское Благочиние провели первый детский фестиваль исполнителей духовной музыки «Птички певуньи».

Здесь прозвучали произведения самые разные, но объединенные одной темой – темой незыблемых христианских ценностей.

В фестивале приняли участие детские и юношеские вокально-хоровые коллективы и исполнители (самодеятельные, ученические и профессиональные хоры и ансамбли, приходские хоры, отдельные солисты).


Страницы: 1 2 3 4 5 6