#МУЗЕЙОНЛАЙН

Виртуальная экспозиция 360′

Домовый храм во имя сщмч. Серафим (Звездинского)

Архипастырское служение священномученика Серафима Звездинского, епископа Дмитровского, можно считать примером настоящей христовой любви к ближнему.

В доме, где проживал Владыка Серафим с 1920 по 1922 годы, была создана экспозиция, посвященная его жизни, главную роль в которой сыграла Православная Церковь. Здесь по сохранившемуся рисунку духовных чад епископа Дмитровского была устроена Домовая церковь, которую в 2014 году во имя священномученика Серафима освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» приглашает вас посетить онлайн-экспозицию «Домовой храм Дома-музея Серафима Звездинского».

В 2014 г. при создании экспозиции в мемориальном доме сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, был воссоздан  домовый храм   владыки.

Восстановление церкви стало возможным, благодаря рисунку ее внутреннего убранства, обнаруженному в архивах. (Копия рисунка  находится  справа от входа в храм).

Три года провел святитель Серафим Дмитровский в этом доме, в  1920 г. в одном из помещений устроил домовую церковь во имя преп. Серафима Саровского. Скромный домовый храм с двухъярусным иконостасом, который от посторонних глаз можно было прикрыть занавесом. По инструкции Наркомпроса все домовые храмы должны быть закрыты уже в 1918г. В этих стенах звучали как смиренные молитвы, так и решительный голос назидания пастве о сохранении  сокровища  веры православной.

После его ареста духовные чад  владыки  сделали  рисунок храма,  и   передали  ему  в Бутырскую тюрьму.

Храм освящен  во имя сщмч. Серафима (Звездинского) 4 ноября 2014 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия благочинным церквей Дмитровского округа протоиереем Афанасием Чорногузом, который взял на себя и обустройство храма. Установлен иконостас, реконструирован занавес. В храм стали передавать иконы.

Настоятель Казанской церкви Дмитрова протоирей Владимир Попков, поместил киот с иконами (рядом с иконостасом  справа), протоиерей Афанасий (Чорногуз), передал икону Собор новомучеников и исповедников земли Дмитровской (в оконном простенке) – копию иконы, находящейся в Успенском кафедральном соборе.

Из экспедиции в Зырянский край, места первой ссылки владыки Серафима, сотрудники привезли икону Собор новомучеников и исповедников земли Коми, приобретенную в Свято-Вознесенском храме г. Сыктывкар, в котором владыка служил.

Икону священномученники Раменские, передал Никонов В.В., научный руководитель проекта «За Христа претерпевшие», посетивший наш музей.

Одна из прихожанок пожертвовала в храм иконы Святителя Серафима Дмитровского и преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной), исполненные иконописцем Ириной Сучковой.

Особенно привлекает паломников мощевик, в котором находятся частицы мощей 50 святых угодников, и в том числе святителя Серафима Дмитровского. (у стены справа, за занавесом). Ковчег с мощами передал в домовый храм настоятель Вознесенской церкви в  селе Перемилово протоиерей Анатолий Пахмутов.

Несколько раз в месяц по пятницам в храме служится литургия.


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Пятая серия

Медаль «За оборону Кавказа»!

Подробнее об этой награде смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Виртуальная экспозиция 360′

Экспозиция «Все вы в сердце моем…» – дань всем Дмитровским новомученикам, не поступившимся своими убеждениями, сосланным и расстрелянным за веру

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» приглашает вас посетить онлайн-экспозицию, посвящённую жизни и духовному наследию священномученика Серафима Звездинского, епископа Дмитровского.

Здесь вы найдёте подлинные вещи конца XIX – начала XX вв.: богослужебные предметы, иконы, книги, архивные материалы из фондов нашего музея, письма и фотографии из частных архивов.

Баннер  с изображением полуразрушенного Храма Христа Спасителя (слева от входа).     Храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен в декабре 1931 года.  После первого взрыва храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.  Национальная духовная святыня России была превращена в руины.    Реальность событий того времени передает инсталляция из разбросанных на земле    обломков архитектурных фрагментов Дмитровских храмов, искореженных предметов богослужебной утвари, большой крест, сброшенный с Троице-Тихвинской церкви.

О закрытии храмов  в Дмитровском уезде, рассказывают  фотографии на первом прозрачном стенде. Стенд 1.

Перед революцией в Московской губернии из 13 уездов, Дмитровский уезд был одним из самых религиозных (109 приходских храмов). Вначале  XX в. городе было 10 церквей. В результате антирелигиозной политики государства в 1938 г. Дмитровском районе числилось 34 церкви,  из них действующих —  20. Из городских храмов   остался только Введенский храм в Заречье, и действующая пригородная Казанская церковь в Подлипичье.

В марте 1932 г.   Успенский собор  для верующих закрывается, сброшен крест, начата разборка полов. В 1941 году были разобраны купол и шпиль колокольни. 

Но собор, сохранил свои интерьеры и архитектурное убранство,  благодаря музею, который  занял эти площади весной 1933 г. Музейные коллекции и архив были   и перенесены в собор  из Борисоглебского монастыря, где музей располагался ранее.

В Борисоглебском монастыре  после революции   организована   артель, но вскоре она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители разместились сестры Турковицкого монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В1926 году монастырь был окончательно закрыт.

Перед революцией 1917 года многие монастыри пришли в упадок, в них наблюдалось духовное нестроение, разложение монастырского порядка.  Тем более, на их фоне выделялись духовно крепкие обители, к которым принадлежал в то время и Спасо-Влахернский монастырь. В 1922 году монастырь был официально закрыт советской властью. По примеру многих монастырей обитель организовалась в сельхозартель, кото­рая в 1924 году,  по причине сохранения мо­настырского уклада жизни, была разогнана. Частично здания монастыря за­нял инвалидный дом. Но службы при Спасском храме продолжались, и мона­хини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное разорение произошло около 1931 года.

Церковь Сретения Господня использовалась под склад, поэтому внутренняя отделка, настенная живопись, иконостас, утварь были утрачены.

Церковь во имя Святой Троицы в селе Минеево. Церковь  была построена на старинном погосте  на средства прихожан  в 1841 г. в память о победе над Наполеоном. После революции здание церкви использовалось под склад совхоза “Зареченский”. В 1947 г. колокольня храма разобрана на кирпич.

Спасская церковь в селе Ведерницы. Каменный храм заложен в 1773 г. В храме были устроены два престола – во имя Спаса Исцелителя расслабленного и во имя прп. Сергия Радонежского. В писцовых книгах упоминается чудотворный образ “Спаса Исцелителя расслабленного”.

Общую картину   дополняют  вырезки из   газет. 

Стенд 2:  Икона «Новомученики и исповедники Российские» — копия иконы из Успенского собора. Русская Православная Церковь, прославила на Архиерейском Соборе 2000 г. более 1000 мучеников. Среди них   23 новомученика,  прославивших наш край.  На данный момент выявлено 47   новомучеников.

Стенд 3: Фотографии, жития репрессированных священнослужителей и церковнослужителей Дмитровской епархии, прославленных в лике святых, большинство из которых было расстреляно на    Бутовском полигоне.

Далее экспозиция позволяет шаг за шагом проследить весь жизненный путь, познакомиться  с духовным наследием  епископа Дмитровского – крупного богослова, мужественного исповедника и талантливого проповедника, испившего чашу страданий до дна. Аутентичных вещей, к сожалению, сохранилось не много, в экспозиции представлены подлинные вещи конца XIX – начала XX вв.: богослужебные предметы, иконы, книги, архивные материалы, письма, фотографии из фондов нашего музея и частных архивов.   

«Жизнь сщмч. Серафима (Звездинского) до принятия сана епископа Дмитровского».

Отец Серафима Звездинского Иоанн Гаврилович Бонефатьев  из семьи   старообрядцев-беспоповцев,  втайне от отца   отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение  о своем причислении к Православной Церкви (единоверческой). Был принят, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге. В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской.  В 1876 году его перевели в Москву, в Троицкую единоверческую церковь. 7 апреля 1883 года, в семье Отца Иоанна, родился третий ребенок, которого назвали Николай.  Когда ему было 3 года,  умерла матушка. Отец  занимался его воспитанием, всегда брал его на богослужения.  Коля полюбил церковную службу, особенно усердно молился отрок  святителю Николаю,  о своем  желании проповедовать Слово Божие как можно лучше. И Господь наградил его этим даром.

По окончании Заиконоспасского духовного училища, в 1899 года Николай Звездинский поступил в Московскою духовною семинариюВ 1902 году,  на третьем курсе  он опасно заболел.  Отцу  Иоанну привезли образок старца Серафима,  саровского подвижника, тогда еще не прославленного. Коля горячо молился  ему об исцелении. Молитва его была принята, он поправился. Николай решил  посвятить   жизнь   служению Богу.

В июле 1903 года, в Саровской обители состоялось торжественное прославление благоговейного старца Серафима. Составить службу преподобному отцу Серафиму Святейший Синод поручил отцу Иоанну Звездинскому.

Семинарию Николай   окончил 1905 году одним из лучших учеников.  После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. В 1908 г. после смерти отца, духовный отец Николая, старец Зосимовой пустыни   иеромонах  Алексий (Соловьев), благословил   на монашеский  постриг. В Зосимову пустынь стекались тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени. Иеромонах  Алексий (Соловьев) прославлен в лике преподобных Архиерейским собором в августе 2000 года с установлением общецерковного празднования.

26 сентября 1908 года совершился монашеский постриг Николая Ивановича. Он получил имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

После окончания академии преподавал в семинариях, затем иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника Чудова монастыря Арсения (Жадановского), епископа  Серпуховского.

В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году, в 1918 году епископ Арсений и архимандрит Серафим покинув Чудов монастырь, поселились в Серафимо-Знаменском скиту у игумении Фамари. Преподобноисповедница Фамарь канонизирована в Грузинской православной церкви в 2016г.

В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву, патриарх объявил, что  желает видеть его в епископском сане.

21 декабря (3 января)  святой Патриарх Тихон  рукоположил Серафима во епископа Дмитровского. После Литургии Патриарх, указав на то, что хиротония совершилась в день памяти святителя Петра, первопрестольника Российского, выразил желание видеть владыку Серафима подобным ему: «Как святитель Петр был утверждением граду Москве, так будь и ты утверждением граду Дмитрову».

Годы, проведенные в Дмитрове. (экспозиционное пространство напротив входа)

25 января  1920 года владыка Серафим прибыл в свой Богом данный удел, приступил к исполнению своих обязанностей. У владыки в епархии  находилось свыше ста церквей,  три обители иноческие. В Пешношской обители старца о. Ксенофонта, возвысил до чина  архимандрита и затем, перед его кончиной, постриг в схиму с именем Онуфрий.

Среди духовных чад епископа – Параскева Матиешина, послушница Турковичского монастыря, в годы Первой мировой войны располагавшегося в Дмитровском Борисоглебском монастыре. Когда  монастырь возвратился в Турковичи, Параскева осталась в Дмитрове, сняла квартиру на окраине города в селе Подлипичье, и прислуживала в местном храме Казанской иконы Божией Матери, обучала пению девочек, основала хор. Затем была определена владыкой в Спасо-Влахернский монастырь. Ведя Параскеву к духовному совершенствованию путем строгим, мудрый старец считал ее одной из близких своих духовных дочерей.

Документы в витринах раскрывают круг обязанностей владыки, показывают  его мудрым и внимательным пастырем.

В центре большая фотография владыки, во время литургии в Казанской церкви.

Среди духовных чад: дмитровский врач Сергей Николаевич Ивановский, вылечивший владыку в феврале 1921г. от пневмонии,  духовные дочери владыки Серафима — сотрудницы музея Дмитровского края: Анурова Екатерина, посещавшая все службы и записывавшая проповеди епископа Серафима; сестры  Шаховские Анна и Наталья. В экспозиции представлены бумажные иконки, адресованные Анне из ссылок.

Верхняя правая фотография на стене – фотография его духовной дочери Анны Патрикеевой. Почти пятнадцать лет Анна, сопровождала владыку в ссылках, была не только келейницей, но и псаломщицей, и диаконисой во время богослужений. Остаток жизни, провела в Дмитрове, записала воспоминания  владыки о его жизни.

В 1922 году, 10 декабря, Владыка Серафим в последний раз служил в Дмитрове. На следующий день по повестке его вызвали в Москву, заключили  в тюрьму на Лубянке.

Жизнь владыки после Дмитрова. Аресты, ссылки, расстрел. (в простенках окон)

Фотографии  и документы: следственные протоколы и постановления, бессмысленные обвинения, приговор к расстрелу, заполняют простенки между окнами зала, а окна закрывают баннеры с  цитатами из его блестящих проповедей: «Любите друг друга… В мире живите и согласии…».

30 марта 1923 года, вынесли приговор: два года ссылки в Зырянском крае. Месяц святитель был в пути, добираясь до глухого места поселка Средний Кольель,  недалеко от села Визинга. Разместились, устроили домовую церковь, святитель-изгнанник предавался молитве за свою паству. Духовные чада присылали еду и одежду, писали о своих скорбях и нуждах. В первой листательной системе информация представлена более подробно, после совершенной экспедиции сотрудниками отдела в Республику Коми.

После освобождения владыка поселился в Аносиной пустыни,   знаменитой своим укладом и духовными подвигами.

Летом 1926 г. владыке Серафиму объявили, что он должен немедленно выехать из Московской области. Он выбрал Дивеево, ежедневно совершал Литургию, молясь за обитель. В ноябре ночью пришел приказ собираться,  Владыку вместе с другими духовными лицами повезли в Арзамас, затем   в Нижний Новгород, затем приказали вернуться в Москву.

В простенке представлена копия портрета владыки в епископском облачении, написанного схимонахиней Иоанной Патрикеевой.  Портрет находится в Серафимо-Знаменском скиту, монахини сделали для музея копию.

Владыка Серафим подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено в 1928 году. Немедленно было приказано снова оставить Москву выехать в Меленки, где началась его новая уединенная жизнь, которую нарушали лишь пастыри, приезжавшие за разъяснением, что им делать, как поступать, духовные чада — за утешением. Об этом рассказ во второй листательной системе, с современными фотографиями, привезенными сотрудниками из экспедиции в Меленки.

В 1932 г. вновь московское заключение, где он, больной и слабый, пробыл три месяца. Приговор: высылка на три года в Казахстан. Алма-Ата, этап в Уральск. По причине болезни подали ходатайство о переводе в лучший климат. Владыку перебросили в Сибирь, в Ишим.

11 июня 1937 г. владыка Серафим был арестован в последний раз. Он обвинялся в том, что «находясь в ссылке и на жительстве в г. Ишиме не прекратил своей контрреволюционной деятельности, вошел в состав контрреволюционной группы, возглавляемой духовенством»,  тройка УНКВД по Омской области приговорила к расстрелу.

26.08.37 г. приговор приведен в исполнение в г. Омске, похоронен сщмч. Серафим (Звездинский) в братской могиле, на месте которой сейчас построено здание детской больницы, восстановлен храм.  

В витрине: Горсть земли (в мешочке) привезенная школьниками гимназии Дмитров с места старого кладбища в Омске. Монашеский пояс владыки Серафима, принесли в храм села Белый Раст Дмитровского района. Протоиерей Алексий Суриков, благочинный Рогачевского церковного округа, передал его в Успенский кафедральный собор для музея.

Серьезная историко-биографическая экспозиция, без выраженной мемориальной части. Но созданные реконструкции, фотографии владыки, его друзей и  духовных чад, фрагменты проповедей, создают необычную теплую атмосферу дома, промыслом Божьим, сохраненного для нас.

Церковно-народное сознание оценило святость жизни, исповеднический и мученический подвиг Дмитровского архипастыря. Уже с 1940-х годов на Дмитровский земле архиепископ Серафим благоговейно почитается верующими, к нему обращаются в молитвах, прося его небесного предстательства пред Богом. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был канонизирован в лике новомучеников Российских.

Известно много случаев чудесной помощи по молитвам Владыки.


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Четвертая серия

Медаль «За оборону Сталинграда»!

Сталинградская битва — одна из важнейших битв в истории Великой Отечественной войны. Именно события, произошедшие в Сталинграде, стали переломной точкой в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Медалью «За оборону Сталинграда» было награждено более 750 тысяч человек.

Подробнее об этой награде смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн программа. Письма победы

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Музей заповедник «Дмитровский кремль» предлагает вам ознакомиться с некоторыми письмами из фондов Музея, которые передают атмосферу того времени.

Как писали письма солдаты, как работала фронтовая почта, об этом расскажет следующее видео


Улицы героев. Фомичев Николай Тихонович

Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» завершает онлайн-рубрику «Улицы Героев».

С высокого холма на южной стороне Дмитрова прямиком к каналу спускается улица, получившая своё название в память сержанта — Фомичева Николая Тихоновича, героически погибшего во время Великой Отечественной войны.

О его подвиге вы узнаете в заключительной части онлайн-рубрики «Улицы Героев»


Улицы героев. Махалин Владимир Николаевич

Музей-заповедник «Дмитровский Кремль» продолжает онлайн-рубрику «Улицы Героев».

Сегодняшний выпуск посвящён Махалину Владимиру Николаевичу — Герою Советского Союза, имя которого сегодня носит один из микрорайонов города Дмитрова.


Мои герои войны. (В рамках акции Бессмертный полк)

«Бессмертный полк» — для нас это не просто патриотическая акция, это отображение силы человеческого духа, мужества и безграничной благодарности тем, кто подарил нам мир. Наша главная задача сегодня – сохранить память о всех, кто, не жалея жизни, боролся за свободу нашей Родины.

В день Великой Победы сотрудники Музея-заповедника «Дмитровский кремль» приняли участие в онлайн-акции «Бессмертный полк» и расскажут вам о своих героях.


Онлайн-рубрика «Улицы Героев»

Каждая война имеет своих героев. Их имена увековечены в книгах и кино. О них слагают песни и называют улицы в их честь.

Любому Дмитровчанину хорошо известно имя Маркова Александра Марковича — героя Советского Союза, в честь которого была названа одна из главных улиц города.


Онлайн-рубрика «Улицы Героев»

Данный выпуск посвящён Герою Советского Союза — Аверьянову Константину Антоновичу, чьим именем был назван один из микрорайонов города Дмитрова.


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Третья серия

Медаль «За оборону Ленинграда»!

Одним из самых значимых сражений Великой Отечественной войны стала оборона Ленинграда длинною в 872 дня. За участие в этой кровопролитной блокаде медалью «За оборону Ленинграда» награждались не только военнослужащие, но и жители города, стоявшие за его свободу от нашествия фашистских захватчиков.

Подробнее об этой награде смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн лекция. У войны не женское лицо

Война… Её скверное лицо никогда не забудет наш народ. Война всегда тесно связана с болью, жестокостью, смертью…

Не каждый мужчина сможет найти в себе смелость противостоять врагу, а женщины– натуры нежные, ранимые и мягкие, трудно представить их в бою. Да, определенно, у войны не женское лицо, но порой имено женщинам приходилось сражаться наравне с мужчинами.

Кто они – эти героини? Об этом расскажет наше следующее видео


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Вторая серия

Медаль за оборону Москвы!

Одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны. Историю и описание награды за участие в данной операции смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Первая серия

Великая Отечественная война это не только определенный период в истории нашей страны, которым мы безмерно гордимся, а, прежде всего, горькие воспоминания и слезы на глазах наших дедов и прадедов. Сохранить эти воспоминания — долг потомков тех, кто положил свои жизни ради Великой победы.

Боевые награды из нашей коллекции, расскажут вам об этих страницах истории. Итак, мы продолжаем серию онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы»


Виртуальная экспозиция 360′

Экспозиция «Дмитровский край в годы Великой Отечественной войны»

Изучая и бережно сохраняя историю родного края, мы с трепетом обращаемся к самым значительным и героическим её страницам. Тем событиям нашей истории, которые требуют от всех, кому суждено стать их участниками, смелости, твёрдости и самоотверженности. Значительная часть постоянной экспозиции нашего Музея посвящена событиям Великой Отечественной войны. В преддверии 75-летия Великой Победы именно сюда мы Вас и приглашаем…

Панорама экспозиции «Дмитровский край в годы Великой Отечественной войны»

Для всей нашей страны война началась 22 июля 1941 года, и уже на следующий день перед призывными пунктами выстраиваются очереди – военнообязанные граждане вступают в ряды Красной Армии. Прямо перед нами – воссозданная обстановка Дмитровского призывного пункта на фоне фотографии того времени. А рядом на планшетах – фотографии и документы, свидетельства первых военных месяцев, в частности рассказывающие о формировании Дмитровского батальона Народного ополчения, в который входили добровольцы, прежде всего те, кто не попадал под мобилизацию по возрасту. Повернувшись левее и «пройдя» чуть вперёд, мы с Вами окажемся в типичной жилой комнате военных лет. Атрибутами военного времени, которые сразу бросаются нам в глаза – заклеенные крест-накрест оконные стёкла и одеяло, которым завешено окно – необходимая светомаскировка, лишающая ориентировки вражескую авиацию. Также обращает на себя внимание стоящая внизу справа «буржуйка» — самодельная печка для отопления помещения, сделанная из металлической тары из-под горюче-смазочных материалов. Именно такая печка спасала от холода в суровые военные годы, так как обладала высокой теплоотдачей при экономном использовании горючих материалов.

С приближением линии фронта к территории Дмитровского края жители активнее участвуют в подготовке к обороне города. Если мы повернёмся ещё чуть левее, то увидим противотанковые ежи – металлические сварные конструкции, которые наряду с противотанковыми рвами и системой окопов и блиндажей на окраинах города, должны были способствовать защите Дмитрова.

С осени 1941 года начинаются авианалёты на территорию Дмитровского края, и свидетельства этому расположены на подиумах у противоположенной стены зала – авиационные бомбы, сброшенные вражескими бомбардировщиками на город, но так и не разорвавшиеся. Здесь же – свидетельство жесточайших боёв, развернувшихся на нашей земле с 26 ноября по 11 декабря 1941 года – колокол из церкви села Языково, пробитый множеством пуль. Это село в ходе немецкого наступления и контрнаступления наших войск несколько раз переходило из рук в руки.

Если мы вновь развернёмся налево, то увидим два ряда витрин, символизирующих противостояние на линии фронта советских войск и немецко-фашистских захватчиков. Наш город в течении недели находился на линии фронта, но вражеские войска так и не смогли захватить Дмитров, остановившись в 400 метрах от его границы. Многочисленные подлинные экспонаты: вооружение, обмундирование, бытовые предметы и боевые награды мы предлагаем Вам подробнее рассмотреть при непосредственном посещении нашего Музея, надеемся, уже в скором времени. Слева от символической линии фронта знакомые многим школьные парты – спроектированные Фёдором Эрисманом ещё в конце1860-х годов и простоявшие в советских школах до 1980-х. В суровые военные годы за такими партами учились во всех школах нашей страны. А ещё левее, на стене, планшет с фотографиями и краткими биографиями 18 Героев Советского Союза – уроженцев и жителей Дмитровского края. Каждый из них проявил героизм и совершил выдающийся подвиг, память о каждом живёт в наших сердцах. Под планшетом – комплект наградных медалей, за оборону и освобождение городов и территорий нашей страны и Европы, учреждённые в ходе и по окончании Великой Отечественной войны. Но об этом Вас ожидает отдельный рассказ…


АНОНС. Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы»

Великая Отечественная война оставила огромный отпечаток в истории нашей страны и в судьбе каждого участника и свидетеля тех страшных событий.

Невероятная отвага простых советских солдат сделали возможным наступление в 1945 году того дня, который мы с гордостью называем «День Победы». Памятью об их мужестве сегодня служат боевые награды и ордена.

Небольшая коллекция этих значимых предметов хранится в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль». Итак, мы начинаем серию онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы»


Знаменитые люди в истории Дмитрова. Семен Николаевич Корсаков

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» продолжает онлайн-рубрику «Знаменитые люди Дмитровского края».

Один из разделов зала усадебной дворянской культуры постоянной экспозиции нашего Музея посвящен личности всемирно-известного ученого-гомеопата и изобретателя — Семена Николаевича Корсакова. Имение Корсаковых ранее располагалось в деревне Тарусово Дмитровского уезда (ныне Талдомский городской округ).

Какими трудами прославился этот незаурядный ученый Дмитровского края, расскажет следующее видео


Виртуальная экспозиция 360′

Экспозиция Дом Кропоткина. 2 этаж.

А вы знаете, как выглядит пещерный сталактит? А окаменевшие останки древних головоногих? А что такое «мусковит», «лимонит» и «хризопраз»? Ответы на все эти вопросы вы найдете в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

Добро пожаловать на вторую часть виртуальной экспозиции Дома-музея Петра Алексеевича Кропоткина! Сегодня вы окажетесь в нашем естественно-научном «ретро-музее» и познакомитесь с частной коллекцией минералов, включающей в себя настоящие природные сокровища не только Дмитровского края, но и целого мира!

Продолжая путешествие по экспозиции Дома П.А. Кропоткина, приглашаем Вас по уютной деревянной лесенке подняться на второй этаж. Да, лесенка несколько крутовата, но усилия будут вознаграждены! Вы повстречаетесь с настоящими природными сокровищами, причём как нашего Дмитровского края, так и целого мира!

Панорама №1, «Ретро-музей»

Для начала обратите внимание налево – на стене большая копия уникальной фотографии – Пётр Алексеевич Кропоткин с сотрудниками Музея Дмитровского края. Именно так первоначально назывался наш Музей, впервые распахнувший свои двери для посетителей в мае 1918 года. В этот же период чета Кропоткиных переехала в Дмитров, и Пётр Алексеевич очень интересовался деятельностью музейщиков, делился с ними своим богатейшим опытом в географии, геологии, минералогии. Тем более, что первая экспозиция Музея включала в себя несколько десятков геологических образцов, собранных сотрудниками на территории Дмитровского края. Дальнейшее пополнение коллекции шло при деятельном участии Кропоткина, так что некоторые из расположенных ниже образцов вполне могли быть собраны руками выдающегося учёного!

На оригинальных трёхуровневых подиумах представлены образцы почв, полезных ископаемых, минералов, большинство из которых были принесены на нашу территорию ледником в эпоху Вюрмского оледенения. На нижнем уровне справа можно рассмотреть фрагменты настоящего пещерного сталактита, обнаруженного при земляных работах неподалёку от д. Настасьино. Повернувшись правее, на таком же подиуме, мы увидим древнейших окаменевших обитателей нашего края, в основном представителей морской фауны: фрагменты кораллов различных, ныне исчезнувших, видов, многочисленные окаменевшие фрагменты аммонитов – древнейших морских моллюсков, а также, на среднем уровне слева – знаменитые «чёртовы пальцы» — окаменевшие останки древних головоногих. Продвигаясь направо, мы двигаемся по ленте влремени к более близким к нам временам, и в углу на высоком подиуме – часть черепа мамонта с верхними зубами и основаниями бивней, эти огромные животные обитали у нас как раз в Ледниковую эпоху. А вот ещё правее – таксидермические модели современных обитателей Дмитровского края, предоставленные Музею дмитровскими охотниками. Прежде всего обращает на себя внимание волк – грозный хищник, давно воспринимаемый большинством из нас как персонаж многочисленных народных сказок и мультиков. Осматривая таксидермические модели многочисленных представителей отряда пернатых или милых пушистых хищников и грызунов, можно получить представление о разнообразии животного мира нашей Дмитровской земли.

Панорама №2, Выставка минералов «Сокровища земной коры»

Большая часть просторного зала второго этажа Дома П.А. Кропоткина занята временной экспозицией из частной коллекции минералов. Справа, в череде вертикальных витрин собраны разнообразные минералы из различных частей нашей планеты. Все они по своему интересны, но хотелось бы обратить Ваше внимание на расположенный на подиуме большой буро-рыжий камень – это бурый железняк или лимонит – настоящий фрагмент железной руды, которую на территории Дмитровского края добывали в болотах, поэтому у нас её называют «болотная руда». Именно из неё население Дмитровского края с IV века изготавливало железные орудия труда. Слева на второй полке витрины находятся образцы одного из самых необычных минералов – талька. Это самый мягкий минерал, на ощупь похожий на… мыло! Его в настоящее время широко используют в медицине по всему миру, изготавливая присыпки, фармакологические добавки, а также для производства бумаги, красок, резины и парфюмерных изделий. Ещё левее, в следующей витрине, на третьей полке – не менее удивительный минерал, носящий официальное название мусковит. Он относится к классу силикатов и повсеместно известен под другим названием – слюда. Да-да, именно слюдяные оконца средневековой Руси – Московии, поразили западноевропейских путешественников, и многие государства стали закупать в России этот минерал, называя его «Московское стекло».

А теперь повернёмся направо, к следующему подиуму, на котором увидим большой фрагмент самого часто встречаемого нами в быту минерала. Это…  соль. Точнее, каменная соль, известная людям с древнейших времён. Важнейшее значение соли для человека отразилось в многочисленных пословицах и поговорках, а в Российской истории XVII века значительным событием стал «Соляной бунт».

А теперь развернёмся к противоположенной стене, и прямо перед нами на подиуме – большой окаменевший в серой глине Юрского периода аммонит – для того, чтобы лучше была видна внутренняя структура раковины этого древнего моллюска, срез окаменелости отшлифован. Шлифовка и другие виды обработки минералов делают их желанным украшением на протяжении всей истории человечества. Такие камни, как представленные в следующей вертикальной витрине родонит, чароит, хризопраз, берилл, аквамарин, часто встречающиеся в виде друз кристаллов – при обработке становятся настоящими драгоценностями, используются как обереги, украшения и части уникальных произведений ювелирного искусства. Всё богатство и разнообразие природных недр представлено на выставке, полностью насладиться которой мы приглашаем Вас после окончания режима самоизоляции!


МАСТЕР КЛАСС. Дмитров — печатная сказка

Пряник — лакомство, известное с давних времён. Благодаря своему удивительному разнообразию, он смог завоевать любовь самых разных слоев русского общества.

Одним из способов изготовления пряников является «печатный» — именно производством печатных пряников некогда славился Дмитров.

Познакомиться с историей создания Дмитровского пряника, а также узнать о секретах его приготовления, вы можете на нашем онлайн мастер-классе «Дмитров — Печатная сказка»


Виртуальная экспозиция 360′

Экспозиция Дом Кропоткина.

Среди выдающихся людей, чья жизнь и судьба были связаны с Дмитровским краем, особое место занимает Пётр Алексеевич Кропоткин – учёный и мыслитель с мировым именем, труды и идеи которого в течение длительного времени были более известны именно за рубежом. В нашей же стране его естественнонаучные и философские исследования по большей части находились под запретом или замалчивались. Но с 2014 года частью нашего Музея-заповедника «Дмитровский кремль» стала экспозиция, посвящённая жизненному пути и духовному наследию П.А. Кропоткина, расположена она в доме, в котором он провёл последние три года своей жизни. Именно сюда мы Вас приглашаем сегодня…

На первом этаже дома, построенного в конце XIX века как городская усадьба графов Олсуфьевых, расположены залы, в которых собраны различные предметы, книги, фотографии, документы, повествующие об основных вехах чрезвычайно насыщенной жизни Петра Алексеевича Кропоткина. Наша задача лишь слегка приоткрыть завесу и поговорить о Дмитровском этапе жизни выдающегося географа, путешественника, геолога, историка и философа, одного из теоретиков анархизма – учения о безгосударственном устройстве общества.

Петр Алексеевич Кропоткин с супругой Софьей Григорьевной приехали в Дмитров весной 1918 года, в сложный период становления нового государства, в условиях Гражданской войны и экономического кризиса. Поселились в небольшом деревянном доме, который приобрели у своего знакомого, графа Михаила Адамовича Олсуфьева. Справа нас встречает камин с рельефными изразцами, у которого долгими зимними вечерами согревались Кропоткины. Ещё правее фотография из фондов Музея, на которой как раз запечатлён один из таких моментов. Представленные слева от камина фотографии тех лет подтверждают воспоминания жителей Дмитрова, встречавшихся с Кропоткиным: «Самая внешность его сразу располагала к нему всякого. Серебристо – седые волосы и пушистая широкая борода придавали ему вид патриарха, но добродушное лицо почти без морщин и ясные живые глаза были совсем не – стариковские. А в движениях было столько живости, подвижности, иногда почти мальчишеской резвости, что после первой встречи с ним забывалось, что он старик». Левее – книжный шкаф – к сожалению, не подлинный кропоткинский, но аналогичный тому, который в то время был в этом доме. За застеклёнными дверцами – книги. Многие из них из библиотеки П.А. Кропоткина, некоторые – более поздние издания его многочисленных трудов. Ещё левее – шкаф для посуды, в нём изделия из фарфора конца XIX века, аналогами которых вполне мог пользоваться Пётр Алексеевич. А ещё левее, у противоположенной стены – фортепиано. Известно, что Кропоткин умел и любил музицировать, правда, в его бытность здесь находился другой музыкальный инструмент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6