#МУЗЕЙОНЛАЙН

Онлайн-выставка «Символы Победы». Двенадцатая серия 

Медаль За взятие Берлина

9 июня 1945 года в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Берлина», которая стала в нашей стране едва ли не самой долгожданной из всех советских наград. Ведь она явилась своего рода символом окончания этой ужасной войны и победы над фашизмом.

Подробнее об этой награде вы узнаете в следующем выпуске серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн-экспозиция 360′ (город)

Борисоглебский монастырь. Часть 2

Сегодня у нас с Вами появилась приятная виртуальная возможность познакомиться с тем, что скрыто за внушительными монастырскими стенами! Территория Борисоглебского монастыря одно из немногих мест, куда приходят отдохнуть душой, на время скрывшись от ритма и насыщенности современной жизни. Расположено оно в пяти минутах ходьбы от центра нашего города. Приглашаем Вас полюбоваться красотами и познакомиться с непростой многовековой историей древней православной обители. Только, просим Вас соблюдать тишину и порядок, ведь мы на территории действующего мужского монастыря!

Прямо, в самом центре небольшой территории – главный монастырский храм, собор Бориса и Глеба. Письменных свидетельств о строительстве храма до нашего времени не сохранилось, но его смело можно назвать младшим современником Успенского собора Дмитровского кремля. Специалисты относят его постройку к средине XVI века. Четырёхстолпный  одноглавый крестово-купольный храм является ярким образцом московской архитектуры и в то же время обращает нас в домонгольский период Северо-Восточной Руси. Не смотря на то, что собор Бориса и Глеба построен из кирпича, по периметру храма под полукруглыми закомарами выложен рельефный орнаментальный фриз, стилизованный под белокаменное резное узорочье. Невысокая трёхъярусная колокольня была возведена вместе с находящейся с левой стороны западной папертью через сто лет после строительства собора, в средине XVII века. А чуть правее колокольни – миниатюрный, богато украшенный рельефными архитектурными элементами, придел Алексея Божьего человека. Он бы построен в 1656 году на средства вдовы дмитровского стольника Алексея Ивановича Чаплина.

Собор Бориса и Глеба – единственный архитектурный памятник на территории монастыря, переживший эпоху Смуты начала XVII века. В 1610 году польско-литовские войска гетмана Сапеги при отступлении от Троице-Сергиева монастыря в сторону Дмитрова захватили и разрушили Борисоглебский монастырь. Стены и основная часть построек на тот момент, вероятно, были деревянными и были полностью разрушены.

Слева от собора Вы видите утопающий в зелени двухэтажный кирпичный двухэтажный Настоятельский корпус, построенный в первой половине XIX века, а ещё дальше – современная деревянная беседка и живописные клумбы. Продолжая поворачиваться налево, мы обязательно обратим внимание на небольшую постройку, увенчанную двумя миниатюрными стройными башенкамимонастырскую кладовую. А далее – двухэтажный Корпус Духовного правления, построенный как продолжение Братского корпуса в 1902 году по проекту архитектора П.А. Ушакова на средства благотворительницы, владелицы Фабрики Покровской мануфактуры Е.С. Ляминой. А Братский корпус, в котором до сих пор располагаются монашеские кельи, мы с Вами хорошо рассмотрели с внешней стороны монастыря, он является продолжением монастырской стены и был сооружён в последней трети XVII века, но сильно изменён позднейшими перестройками.

По правую сторону от главного храма – часовня Святого Духа, построенная в 2004 году около сохранившейся части монастырского некрополя. К сожалению, большая часть захоронений на территории монастыря не сохранилась. В ходе реставрационных работ, проводившихся в начале 2000-х годов, на территории монастыря появились поклонный крест,  двухэтажное здание Монастырской гостиницы, и ажурную металлическую конструкцию – Монастырский колодец с освящённой водой, воспользоваться которым могут все желающие.

А за нашей спиной — Комплекс Святых ворот, в арочный проход которого мы с Вами и вошли на территорию Борисоглебского монастыря. Этот интереснейший архитектурный ансамбль складывался в XVIII — XIX веках. Но стоп!… Дальнейшие подробности – при личной встрече!


Онлайн-поздравление с МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЕМ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ


Фотовыставка посвященная Великой отечественной войне. Баринов Ю. В. 

Воспоминания военных лет оставили глубокий след в жизни нашего народа. Сохранить их нам помогает фотография.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Дмитровский фотограф Баринов Ю.В. подготовил для вас онлайн-выставку фоторабот, посвящённых событиям этого периода.

Здесь вы найдёте как работы самого автора онлайн-выставки, так и знаменитого фотокорреспондента Евгения Халдея, а также фотографии из фондов Музея-заповедника «Дмитровский кремль».


Онлайн-выставка детских рисунков «Мир вокруг нас» 

Страничка конкурса

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» приглашает вас взглянуть на мир глазами детей-участников конкурса «Мир вокруг нас».

Каждый из нас видит мир вокруг себя по-своему: для кого-то он полон красоты и незабываемых впечатлений, для других – он тусклый и серый. Мир глазами ребенка – целая вселенная ярких красок, это особый мир: он неповторимый и искренний.

Онлайн-выставка этих удивительных работ доступна по ссылке: https://cutt.ly/zyJ8FcT


Онлайн-выставка «Символы Победы». Одиннадцатая серия 

Медаль За взятие Вены

13 апреля 1945 года запомнился в истории Великой Отечественной войны как день освобождения Вены от немецких захватчиков. Военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войска НКВД, принимавшие непосредственное участие в героическом штурме и взятии Австрийской столицы, были удостоены медали «За взятие Вены».

Подробнее об этой награде вы узнаете в следующем выпуске серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы»


Онлайн-экспозиция 360′ (город)

Борисоглебский монастырь

Если с территории Дмитровского кремля выйти через Егорьевский проход на Кропоткинскую улицу, а потом повернуть на улицу Лиры Никольской – то уже через три минуты мы с Вами окажемся в живописнейшем уголке Дмитрова и его древнейшей святыне – Борисоглебском монастыре. И сначала предлагаем Вам остановиться у его стен и оглядеться…

Прямо перед Вами – уникальный памятник Борису и Глебу,  установленный в 2006 году у стен Дмитровского Борисоглебского монастыря. Авторами являются известный московский скульптор Александр Иулианович Рукавишников и дмитровский архитектор Ростислав Викторович Нарский. Памятник является первым парным конным памятником в России – действительно, до этого памятника, включающего в себя две конные фигуры на едином постаменте в нашей стране не было. Обращает на себя внимание высокий постамент, это не типично для скульптурных произведений в нашем городе. А дело в том, что высота постамента является частью пространственной концепции авторов – с территории монастыря видно, как над монастырской стеной возвышаются фигуры Бориса и Глеба. Святые Равноапостольные князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными православной церковью. История их жизни и мученической кончины – тема отдельного рассказа.

За памятником открывается вид на стены и постройки самого Дмитровского Борисоглебского монастыря, легендарные свидетельства об основании которого связывают его возникновение с Юрием Долгоруким и основанием города Дмитрова. Прямых доказательств, в частности, летописных упоминаний об основании монастыря в XII веке нет, но близость его расположения к городу даёт право делать такие предположения. Борисоглебский монастырь прикрывает Дмитров с восточной стороны и расположен гораздо выше территории кремля. Первое достоверное упоминание монастыря в письменных источниках относится ко второй половине XV века, он значится в Духовной грамоте князя Юрия Васильевича как действующий монастырь. Но ныне существующая стена относится к более позднему времени – второй половине XVII века, когда вместо сожжённых в 1610 году польско-литовскими войсками, видимо деревянных, стен были построены новые. К этому же времени относится находящийся правее Братский корпус, являющийся продолжением монастырской стены. А если мы повернёмся влево от памятника, то увидим очень интересную в архитектурном отношении северо-западную башню, отреставрированную в начале 2000-х годов и получившую в своё завершение живописный флюгер в виде трубящего ангела. Территория перед монастырём утопает в зелени, и если развернуться, то не сразу обращаешь внимание, что рядом – современная проезжая улица, носящая ныне название – улица Минина. Названа она так не в память о событиях Смуты начала XVII века, как можно было бы подумать, а в честь Василия Васильевича Минина, Почётного гражданина города Дмитрова, который около трёх десятилетий был директором Дмитровского Музея. Раньше эта улица носила другое название – Валовая, по ней в XVII-XVIII веках проходила граница Дмитрова, сам же монастырь вплоть до начала XX века фактически был загородным.


Онлайн-выставка «Символы Победы». Десятая серия

Медаль За взятие Кёнигсберга

Кенигсберг в период Великой Отечественной войны являлся стратегически важной точкой, взятие которой было приоритетной военной и политической задачей для командующих сил Советской Армии. Ценой больших потерь эта задача была выполнена.

В честь героизма советского народа во время проведения боевой операции по освобождению Кенигсберга от немецко-фашистских захватчиков была учреждена медаль «За взятие Кенигсберга».

Подробнее об этой награде вы узнаете в следующем выпуске серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн-экспозиция 360′ (город)

Территория «Дмитровского кремля». Часть 2

Наши виртуальные прогулки становятся всё теплее и солнечнее! Сегодня мы догуляем по территории Дмитровского кремля, по центральной, исторической части города! И даже те, кто проходить здесь по несколько раз на дню – приостановитесь, прислушайтесь… Многовековая история нашего города ищет того, кому можно открыть свои тайны!

Прямо перед Вами – древнейший и красивейший храм нашего города – Собор Успения Пресвятой Богородицы. И сейчас у нас есть возможность хорошенько рассмотреть этот уникальный памятник архитектуры. Успенский собор был построен на средства Дмитровского удельного князя Юрия Ивановича в 1507-1511 гг. Основу сложной объемной композиции памятника составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Собор принадлежит к кругу итальянизирующих московских построек первой трети XVI в., предположительно к его созданию причастен известный архитектор Алевиз Новый, построивший Архангельский собор Московского Кремля. Отличительными особенностями нашего храма является  трехчастный антаблемент в основании закомар, заполненных группами круглых окошек – люкарн, особые приемы обработки стен филенками, гранёные алтарные апсиды. С течением времени Успенский собор менял свой облик, и если первоначально вокруг четверика располагались двухэтажные открытые арочные галереи, то в XIX веке они были заменены приделами с псевдоготическими фасадами. Над новыми пределами были возведены четыре дополнительных купола и собор стал девятиглавым. На прошлой прогулке мы говорили о колокольне, возведённой в 1793 – 1796 годах в стиле классицизма, а сегодня мы можем увидеть в её нижней части мозаичную икону «Св. Георгий Победоносец», появившуюся несколько лет назад, по окончании реставрационных работ. Жители нашего города хорошо помнят восстановительные работы 2001-2003 годов, благодаря которым Успенский собор снова является самым величественным храмом нашего города, где проводятся ежедневные Богослужения.

Около колокольни памятник Сщмч. Серафиму Звездинскому, епископу Дмитровскому, установленный в  2010 году по проекту Г.Н. Гуляевой и А.А. Караулова. В 1920 – 1922 годах, в сложное время гонений на русскую православную церковь, епископ Дмитровский Серафим жил в Дмитрове и проводил Богослужения, в том числе и в Успенском соборе. В одном из наших виртуальных путешествий мы подробно рассказывали о жизни и судьбе Владыки Серафима, за подвижническую деятельность и мученическую кончину причисленного в 2000 году к лику Святых.

Если мы повернёмся направо, то увидим здание, построенное в конце XIX века в качестве училища для детей священнослужителей и воскресной школы. После революционных событий 1917 года здесь располагались различные учреждения, сейчас же – учреждение дополнительного образования «Русский Дом». Ещё правее – один из трёх выходов с территории Дмитровского кремля – Егорьевский. В эпоху средневековья здесь стояла рубленая проездная башня с деревянными воротами. А ещё правее – восхищающее своей архитектурной лаконичностью здание,  построенное в 1876 году для Дмитровской женской прогимназии по проекту архитектора С.К. Родионова. Единственное в городе здание неоклассического стиля.  В настоящее время здесь располагается гимназия «Логос».

А справа от Гимназии видны здания Комплекса Присутственных мест, в первую очередь – Бывшее Казначейство, строительство которого велось в 1808 — 1810 годах. В настоящее время в здании Казначейства размещается экспозиция музея-заповедника «Дмитровский кремль», отражающая историю Дмитровской земли с древнейших времён до XVIII века.  Над его крышей возвышаются шатровые купола Елизаветинской церкви, возведенной в 1898 году по проекту архитектора С.К. Родионова в псевдорусском шатровом стиле для заключённых Дмитровской уездной тюрьмы. Само здание Тюрьмы, построенное в 1840-х годах, виднеется чуть левее, прикрытое деревьями и одним из одноэтажных Тюремных флигелей. Сейчас эти здания используются как фондохранилища и реставрационные мастерские нашего Музея.


Онлайн-выставка «Символы Победы». Девятая серия. Медаль За взятие Будапешта

С декабря 1944 по февраль 1945 года на территории Будапешта ввелись жестокие и напряженные бои нашей армии с фашистскими захватчиками. Благодаря мужеству Советских солдат, город был освобождён.

В память об этих событиях для всех воинов, героически сражавшихся за разгром войск в столице Венгрии, была учреждена медаль «За взятие Будапешта»

Историю и описание этой награды смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн-выставка одного экспоната. Парные портреты сестер Апраксиных

Позвольте представить Вам сестер Апраксиных: Наталья и Софья.

Дочери крестника Екатерины II Степана Степановича Апраксина и Екатерины Владимировны Голицыной, дочери знаменитой «Пиковой дамы» Н.П. Голицыной. Детство и молодость девочек прошло в усадьбе Ольгово (или в Московском доме у Арбатских ворот) в обстановке роскоши. Апраксины жили открыто, принимая всю Москву. У них был свой театр, свои актеры и музыканты, балы, фейерверки и охота. В доме часто гостили юный А.С. Пушкин, его дядя Василий Пушкин, Петр Андреевич Вяземский и другие любители искусства. В те времена их дом называли «Парижем в миниатюре». Воспитанием девочек Екатерина Владимировна Апраксина занималась сама. Наталья и Софья изучали языки и литературу им преподавали музыку и искусство. Из двух дочерей она предпочитала Наталью, которая мела с ней сходство ума и характера.

Наталья
Софья

Наталья Апраксина была старшей сестрой. Она прекрасна пела, играла на арфе и на рояле. Особые успехи делала в живописи, став в последствии хорошим художником любителем. Живя в шумном, веселом постоянно наполненном гостями доме, она  рано соприкоснулась с прелестями светской жизни.

В возрасте 19 лет Наталью отправляют в Петербург к бабушке Наталье Петровне Голицыной, придворной статс-дамы, имеющей исключительное влияние при дворе. Родители посчитали, что бабушка жесткая и властная, сумеет воспитать внучку в лучших традициях выстшего света. В 1812 году Наталья была представлена императрице и стала выезжать в свет. Именно тогда Наталья и встретилась с А.С. Пушкиным. Она была молода, красива, весела и не могла не обратить на себя внимание любвеобильного уже и а те годы молодого поэта. Наталья была старше Пушкина на пять лет и выступала уже в роли прекрасной женщины. О том. Что Пушкин был увлечен Натальей, говорит послание А.С. Пушкина оставленное в альбоме  Натальи Степановны:

«Она одна бы разумела
Стихи неясные мои,
Одна бы в сердце пламенела
Лампадой чистою любви.

Будучи фрейлиной в августе 1817 года Наталья выходит замуж за генерал-майора в отставке князя Сергея Сергеевича Голицына (по воспоминанию их соседки Яньковой «Князь был веселый и милый человек, весьма любезный и приветливый и очень хороший музыкант, и сочинитель многих романсов»). Свадьба состоялась в Ольгово. В 1820 г. Наталья вместе с мужем путешествовала по Европе. Они жили в Италии и Франции. В Париже Голицыны получили приглашения на придворные балы короля Луи – Филиппа. Из-за границы они вывезли целую галерею этрусских ваз и картин, которые после ее смерти по ее завещанию были переданы в императорское общество поощрения художеств. Вернувшись в Петербург, Голицыны поселились в собственном доме на Миллионной улице, который стал одним из самых модных домов в столице, где собиралось избранное общество.

Наталья
Софья

Младшая сестра Софья отличалась от своей сестры Натальи и была совсем другого характера. Как считала их маменька Екатерина Владимировна, была слишком серьезной, слишком не любящей большого света, слишком простой в жизни. Софья много читала, книги были разного содержания от самых серьезных (любила Платона, Сенека) до повестей и романов. Увлекалась живописью, рисуя пейзажи. Была религиозной. В 19 лет (1817 г.) вышла замуж за вдовца князя Алексея Григорьевича Щербатова, участника Отечественной войны 1812 г., впоследствии ставшего московским генерал губернатором. Их разница в возрасте была 22 года, но это не мешало им быть счастливыми. У них было семеро детей, воспитанием которых Софья Степановна занималась сама.

Во времена А.С. Пушкина ходили слухи, что прототипом для его Татьяны Лариной («Евгений Онегин») послужила именно молодая жена князя А.Г. Щербатова – Софья. Элегантная, полная душевного очарования и грации, очень умная и образованная, воспитанная в роскоши и богатстве, княгиня по свидетельству знавших ее, была олицетворением «grand dam» (великой дамой), что не мешало ей смело всем говорить правду в глаза, любить во всем простоту, ненавидеть изнеженность и праздность. Любила рано вставать, сидеть поджавши ноги, говоря, что она «татарка» намекая на татарское происхождение Апраксиных. Вела свои дневники, их было 10, имели такие названия: «О дружбе», «О любви», «Об отношениях» и др. Тяготясь большими приемами и представительством Софья Степановна не уклонялась от них и пользуясь своим высоким положением и влиянием в обществе, занималась благотворительностью. В 1844 году она основала в Москве «Дамское попечительство о бедных, основной целью которого было «открывать людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние. С ее легкой руки основывались в Москве: приюты для детей, богадельни для престарелых и лечебницы, носившие ее имя. Она была известна по всей России.

Камерные парные портреты Натальи Степановны Апраксиной (1796 ─ 1890),  и Софьи Степановны Апраксиной (1798 ─ 1890) были написаны русским художником, живописцем французского происхождения, Бенуа-Шарль Митуаром.

Рассматривая портреты, вы можете увидеть, что на сестрах  одинаковые легкие белые платья и красные шали. Художник создал образы задумчивых, мечтательных, молодых барышень. Легкий разворот корпуса позволяет художнику подчеркнуть изящный, стройный силуэт своих моделей. Ш.Б. Митуар подчеркнул их полное соответствие друг другу, заставив зрителя воспринимать их как единое целое. Но, не смотря на это, художнику удалось передать индивидуальные особенности каждой героини.

Старшая сестра Наталья Степановна представлена вполне взрослой свет­ской дамой, уверенной в себе и исполненной чувства собственного достоинства. Ее взгляд полон спо­койствия и любезной сдержанности. Она, нимало не смущаясь, смотрит прямо на зрителя, приглашая его к общению, «позволяя» себя рассма­тривать. Она непринужденно и есте­ственно позирует художнику, в ее манере держаться чувствуется уже сложившаяся привычка держаться в светском обществе.[1]

Лицо же младшей, Софьи, напротив еще по-детски наивно. Она несколько замкнута в себе, взгляд ее широко распахну­тых карих глаз недоверчив и строг. Девушка еще неуверенно чувствует себя пред  художником. 

Живопись Митуара несколько суховата. Он писал, четко прорисовывая контуры фигур и резко выделяя силуэт модели на темном фоне. Художник использовал локальные цвета. Фигуры кажутся подчеркнуто статичными. Образы внутренне спокойны и замкнуты, и в этом спокойствии есть какая-то отстраненность от зрителя. [2]

Портреты Натальи Степановны Апраксиной (1796 ─ 1890),  и Софьи Степановны Апраксиной (1798 ─ 1890), работы художника Бенуа-Шарль Митуара можно увидеть в 6 зале Историко-художественного отдела «Музея-заповедника «Дмитровский кремль» (Историческая пл. д. № 18).

________________________

[1] Басова Ирина Геннадьевна «Художник Бунуа Шарль Митуар и портреты сестер Апраскиных».М., 2016 г.

[2] Басова Ирина Геннадьевна «Особенности художественного заказа и коллекционирования в России XVIII – первой половины XIX века  на примере рода Апраксиных». Диссертация. М., 2018 г.


Онлайн-выставка. История одной фантазии

Онлайн-выставка работ известной дмитровской фотохудожницы Яны Панкратовой.

Яна – профессиональный фотограф, участник международных выставок в Лондоне, Риме и Мадриде. Ее работы публикуются в зарубежных журналах.

«Я с детства люблю сказки. Много фотографировала детей, но по-настоящему получила удовольствие от работы со сказочными созданиями – женщинами. В современном мире, они больше, чем дети, нуждаются в сказках и улыбках.

Однажды встретила фразу Ричарда Баха: «Женщины – сказочные создания, и мне пришлось стать волшебником». Так и я решила стать волшебницей. Ведь осуществить вашу мечту полетать, побывать принцессой, Бабой – Ягой, оказаться в знойной пустыне или перенестись в прошлое оказалось не только возможно, но и безумно для меня интересно.

Ведь фотограф – это человек, который творит атмосферу, создает человеку веру в себя, видит красоту в людях и исполняет мечты. А вы продолжайте мечтать! Чем чаще мы верим в чудеса, тем чаще они случаются».


Онлайн-экспозиция 360′ (город)

Территория «Дмитровского кремля»

В виртуальных прогулках есть свой большой плюс —  погода не имеет значения! Поэтому, мы снова зовём Вас в путь! Так повелось, что самую необходимую и бережно хранимую часть чего-либо мы называем – сердце! Оно есть и у нашего города и именно туда мы с Вами сегодня и отправимся!

Прямо перед нами окружённая древним земляным валом территория Дмитровского кремля – исторический центр нашего города. Именно здесь наши предки поселились ещё в X веке, а в 1154 году, согласно Летописи, на этом месте Юрием Долгоруким была заложена крепость. Куда бы мы ни взглянули, со всех сторон виден хорошо сохранившийся земляной вал, а вот деревянные стены и башни, находившиеся на валу, до нашего времени не сохранились. Но развернувшись, мы увидим надвратную деревянную башню, именуемую Никольской – в память о Святом Николае Чудотворце, одном из самых почитаемых святых на Руси. Это реконструкция, построенная в 2004 году на месте Никольского прохода по проекту архитектора И.Ю. Коровина. Как именно выглядела Никольская башня, да и вся деревянная Дмитровская крепость – доподлинно неизвестно. Последний раз деревянные укрепления Дмитровского кремля были сожжены в 1610 году и более не восстанавливались, и никаких зарисовок её от эпохи Средневековья до нашего времени, увы, не дошло. По этому, современные архитекторы при реконструкции Никольской башни руководствовались аналогичными постройками и их изображениями, сохранившимися до настоящего времени. Справа от башни – прудик. На этом месте пруд существует, вероятно, с момента возникновения города, жители брали из него воду во время осады города, ею же тушили пожары. В конце XX века из-за хозяйственной деятельности людей пруд полностью пересох, и был восстановлен только в 2004 году, а через год на его берегу был установлен камень с подковой, которую, по народному поверью, нужно потереть на счастье! Повернувшись правее, мы увидим колокольню Успенского собора – главного храма нашего города! Но о самом соборе, скрытом зелёной липовой аллеей, мы поговорим в следующий раз. Строительство трехъярусной кирпичной колокольни со шпилем проводилось по проекту и под надзором архитектора М.Я. Агафонова. 18 мая 1793 г. колокольня была торжественно заложена на месте нижнего рундука западного крыльца, но уже через некоторое время по причине отсутствия средств работы были прерваны. Возобновлены в феврале 1796 года, благодаря помощи местных купцов. Отделочные работы по фасадам были завершены в 1797 году. Ещё правее, в глубине парка – здания Комплекса Присутственных мест, строительство которого велось в  XIX веке. И о нём мы поговорим во время нашего следующего путешествия.


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Восьмая серия

Медаль «За освобождение Варшавы»

В память о героических сражениях Советской Армии с немецко-фашистскими захватчиками, проходивших на территории Польской столицы в январе 1945-го года, была учреждена медаль «За освобождение Варшавы».

Историю и описание этой награды смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».


Онлайн-экспозиция 360′ (город)

Мемориал «Вечный огонь»

Мы приглашаем Вас продолжить виртуальные прогулки по весеннему Дмитрову! Прежде всего, по тем улицам и площадям, которые Вы неизбежно посетите, когда совершите самостоятельное путешествие по городу. И очень надеемся,  что проходить через Советскую площадь Вы будете уже не просто, а с удовольствием и с осознанием исторической и культурной ценности окружающих Вас объектов! Итак!

Прямо перед Вами одно из самых священных для каждого жителя города место – памятник «Вечный огонь», зажжённый в 2001 году в память о земляках, погибших в Великой Отечественной войне. В 2012 году он был дополнен гранитным мемориалом, на котором высечены имена 1068 жителей города Дмитрова, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной Войны. А за Вашей спиной продолжение мемориала, созданное уже в 2015 году и посвящённое труженикам тыла, детям войны, узникам лагерей и блокадникам Ленинграда.

За «Вечным огнём» видна часть нашего знаменитого земляного вала — одного из немногих в России сохранившихся памятников оборонного зодчества средины XII в. Протяжённость земляного вала 980 м, высота в настоящее время от 7 до 10 метров. И выше – купола и верх колокольни Успенского собора – самого главного и старинного храма в нашем городе. Но о них, если позволите, подробнее мы расскажем при следующей встрече! Повернувшись левее, Вы увидите Советскую площадьлюбимейшее место отдыха жителей нашего города, до 1918 года носившая название Верхняя Торговая. В 2001 году площадь была замощена и стала пешеходной. Тогда же на ней появились цветники, фонтаны (верхний фонтан прямо по центру), установлен памятник князю Юрию Долгорукому (правее, частично скрыт мемориалом) – летописному основателю нашего города. А левее, укрывшийся в зелени другой памятник, сохранившийся с советских времён – В.И. Ленину. Ещё левее – здание бывшего трактира Суходаева. В конце XIX века П.И. Суходаевым в центре города был открыт самый престижный трактир. После революции в здание вселился Райисполком, а в настоящее время его занимает Администрация Дмитровского городского округа.

Очерчивают Советскую площадь построенные в различные исторические периоды здания, в основном вмещающие в себя торговые центры. А с противоположенной стороны – живописнейшая перспектива уходящей вдаль и вверх улицы Загорской – бывшей Сергиевской – одной из центральных улиц Дмитрова. Левее – городской парк, появившийся ещё в XIX веке стараниями местных жителей. В настоящее время он дополнен велодорожкой, удобными прогулочными аллейками и утопающими в зелени лавочками. Справа через дорогу – череда магазинов, с большой долей творческой фантазии стилизованных под торговые ряды XIX века. Эти цветастые торговые ряды маскируют строй типовых жилых 9-этажек, появившихся напротив исторического центра города в 1972-1973 годах.


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Седьмая серия

Медаль «За освобождение Белграда»

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» продолжает рубрику «Символы Победы».

Освобождение Белграда от немецко-фашистских захватчиков стоило Советской армии многочисленных человеческих жертв, однако это событие стало одним из самых ярких в истории Великой Отечественной войны. Все участники боевых действиях по штурму и освобождению Белграда, а так же командующий состав, участвовавший в организации и руководстве боевыми действиями были удостоены медали «За освобождение Белграда».

Подробнее об этой награде вы узнаете в следующем видео:


Символика в иконографии ангела. Мастер-класс «Ангел хранитель мой»

Ангелы — бесплотные духи, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла. У каждого из них свое предназначение: одни славят Бога или охраняют Его престол, другие – приносят благие вести людям. Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

Об иерархии Ангелов и о том, как их принято изображать в иконописи, расскажет Музей-заповедник «Дмитровский кремль».

А чтобы прикоснуться к православной истории и получить незабываемые духовные эмоции, мы предлагаем вам изготовить «тряпичного ангелочка» по старинным традициям своими руками на нашем онлайн мастер-классе «Ангел-хранитель мой».


Онлайн-экспозиция 360′ (город)

Музейно-выставочный комплекс

Наш город, без сомнения, прекраснее всех в любое время года! Но весенними пейзажами в этом году мы наслаждаемся в основном из окон и с балконов своих домов и квартир, а также во время коротких перебежек между продуктовыми магазинами, аптеками и пунктами выдачи товаров из интернет-магазинов…! Мы готовы приблизить Вас к прелестям нынешней весны, процветающей без нас на улицах нашего города. И, конечно же, схитрим, и первым делом заманим Вас на улицу Загорскую, поближе к Музею!

Прямо перед Вами здание Музейно-Выставочного комплекса, построенное специально для Музея-заповедника «Дмитровский кремль» в 2002 – 2004 гг. Строительство нового здания стало необходимо в связи с тем, что Успенский собор, в котором располагались основные экспозиции Музея, был передан общине верующих Русской Православной Церкви. Проектированием нового здания Музея занималось несколько архитекторов, но в конкурсе победил проект архитектора  Н.Ю. Потаповой, которая в процессе работы над ним учитывала пожелания и рекомендации музейных сотрудников. Строительные работы, проводившиеся на федеральные и муниципальные средства, были завершены в 2004 году. На тот момент здание Музейно-выставочного комплекса в Дмитрове было единственным в России зданием, построенным специально для муниципального музея.

Двухэтажное на высоком цоколе, с классической полукруглой шестиколонной ротондой при парадном входе здание,  общей площадью 4200 м2. На первом и втором этажах размещаются залы постоянной экспозиции «История, быт и художественная жизнь Дмитровского края 18 – 20 веков» и залы, оборудованные под временные экспозиции. Большую часть цокольного этажа занимает детский музейно-досуговый центр, и помещения для проведения интерактивных музейных программ.

Справа на фасаде здания мемориальная доска в честь первого директора Музея Дмитровского края, впоследствии академика, известного историка Михаила Николаевича Тихомирова. Перед главным входом в здание – круглая чаша фонтана и уютные лавочки для уставших путников. А окружает здание МВК удивительный дендропарк с разнообразными растениями и удобными дорожками. И хотя рядом проезжая Загорская улица с современными постройками — обитатели дендропарка создают посетителям иллюзию отгороженности от повседневной городской суеты!


НОЧЬ

МУЗЕЕВ

ОНЛАЙН

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» представляет программу акции «Ночь музеев». ⠀ 16 мая в 19:00 международная акция «Ночь музеев» впервые в истории полностью перенесется в онлайн-пространство! Не выходя из дома, вы отправитесь в путешествие во времени: от каменного века к XX-столетию. Получите возможность окунуться в «закулисье» Музейной жизни — хранилище наших коллекций. Сможете бросить вызов собственной эрудиции на онлайн-викторине «Музейный эрудит», а также проверить свои творческие возможности на увлекательных мастер-классах. ⠀ Самое долгожданное культурное мероприятие этого года пройдёт на официальной странице Музея в Instagram @dmitrov_kremlin- https://clck.ru/NSSrd и на YouTube-канале «VISITDMITROV”- https://clck.ru/NSSmJ. ⠀ Добро пожаловать в #музейонлайн! ⠀ DMMUSEUM.RU ⠀ #дмитров #дмитровскийокруг #московскаяобласть #культурадмитров #культураподмосковья #дмитровскийкремль #впередкискусству #dmmuseum #музейонлайн #оставайтесьдома #ночьмузеев

Публикация от Музей «Дмитровский кремль» (@dmitrov_kremlin)


Онлайн выставка одного экспоната. «Символы Победы». Шестая серия

Медаль «За оборону Советского Заполярья»

Долгие месяцы в период с 22 июня 1941 года по ноябрь 1944 года на самом северном фланге советско-германского фронта наши войска вели ожесточенные бои с противником. Здесь, в суровых условиях советского Заполярья, бойцы Красной Армии героически отражали наступление немецко-фашистских войск. Все участники этих сражений были удостоены медали «За оборону Советского Заполярья».

Подробнее об этой награде смотрите в продолжении серии онлайн-выставок одного экспоната — «Символы Победы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6