Дмитровский кремль
Зал №3

Зал №3

Многообразие предметов, находившихся в пространстве православного храма и предназначенных для использования в церковных Богослужениях, представлены в следующем зале экспозиции. Большая часть экспонатов – изделия из металла, в том числе и оклады на иконы. Оклады на иконах появляются на Руси с XII в. и происходят, вероятно, от рельефных икон, целиком выполненных из металла. Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. Изготавливались оклады из меди, серебра и даже золота. Медные оклады чаще всего серебрили или золотили. Техника изготовления тоже была разнообразна: литьё, чеканка, гравировка, перегородчатая эмаль. С течением времени оклады становятся все менее и менее рельефными и в XIX в. чаще всего изготавливаются из тонкой серебряной фольги методом штамповки. В собрании нашего музея находятся уникальные, исполненные на высоком художественном уровне произведения, в частности серебряный чеканный оклад на икону «Богоматерь Знамение» с частицами мощей московских и новгородских святых, созданный московскими мастерами в 1802 году.

Большой интерес представляют шитые оклады, каковых сохранилось гораздо меньше, особенно вышитые золотыми и серебряными нитями (икона Преподобный Арсений Великий). Помимо икон окладами украшались богослужебные книги, в частности Четвероевангелия.

Традиционно такой оклад представляет собой две металлические чеканные пластины по формату книги, соединённые узкой пластиной, прикрывающей корешок, подвижным креплением и со стороны обреза дополняются застёжками. Чаще всего оклад украшается орнаментом и дополняется чеканными, литыми или эмалевыми изображениями четырёх евангелистов по углам и изображением Спасителя по центру.

  Особое значение в православном храме имеет дарохранительница – священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары – хлеб и вино, освященные и преложенные в Плоть и Кровь Христовы во время совершения литургии. В православных церквях дарохранительница располагается непременно в алтаре на престоле и носит название кивот. Одна из дарохранительниц в нашей экспозиции была изготовлена в 1804 г. московским мастером Яковом Виталиевым. Современные дарохранительницы обычно оформляются как миниатюрный храм, внутри которого находится ковчежец с Дарами в виде ларца или саркофага. Святые Дары, вино и хлеб, хранящиеся в дарохранительнице, служат для причащения больных или умирающих верующих, неспособных прийти в храм на литургию. Дарохранительница обычно бывает покрыта стеклянным колпаком; прикасаться к ней кому-либо, кроме священника и диакона, не дозволяется. 

Одними из самых интересных экспонатов в этом зале являются ритуальные церковные головные уборы – венцы венчальные (брачные). Венцы возлагают в церкви на жениха и невесту при поведении обряда венчания. На Руси такие венцы были медными, железными, деревянными, лубяными, золочеными, расписными. У древних греков и римлян головы жениха и невесты украшали венки из живых цветов, мирта или виноградных ветвей. Нередко это были простые головные повязки. Православная церковь преобразила венки и повязки в образ царской короны, чтобы полнее выразить величие и смысл христианского брака. Древнерусские венцы украшались иконой Знамения Божией Матери. С XVI века на венцах царствующих особ появляются иконы Спасителя и Богородицы. Эта традиция в дальнейшем распространилась и на более скромные венцы и позволяет определить принадлежность венца жениху или невесте.